Конкурентные преимущества бизнес-модели «low-cost» по сравнению с традиционным способом ведения бизнеса на рынке пассажирских авиаперевозок
Мировая индустрия авиаперевозок играет важную роль в мировой экономике, являясь одним из движущих факторов развития глобализации. Кроме того, развитие авиаиндустрии оказывает большое влияние на смежные отрасли, такие, как авиационная промышленность и туризм. Поэтому авиакомпании должны находиться в состоянии постоянного совершенствования структуры управления и расширения возможностей бизнеса.
На сегодняшний день глобальная авиационная индустрия насчитывает более 1400 коммерческих авиакомпаний, имеющих более 25 тысяч самолётов и осуществляющих деятельность более чем в 3800 аэропортах мира [2.]. Ежегодный прирост мировых авиаперелетов в среднем составлял около 5% в течение последних 30 лет, в зависимости от изменения экономических условий в различных регионах мира [2.]. По заявлению Международной ассоциации воздушного транспорта, через 20 лет объем пассажирских авиаперевозок увеличится вдвое, причем развивающиеся страны будут демонстрировать наиболее высокий рост. Необходимо отметить, что тренд снижения стоимости авиаперевозок по-прежнему будет доминировать. В связи с этим концепция низкобюджетных авиаперевозчиков будет набирать обороты, влияя на ценообразование в отрасли.
Главным принципом концепции «low-cost airline» является максимально возможное сокращение издержек по всем направлениям бизнеса. Результаты исследования Европейской ассоциации пилотов показали, что затраты низкобюджетных авиаперевозчиков на 57% меньше, чем у традиционных авикомпаний.
Представим ключевые факторы успеха низкобюджетных авиаперевозчиков в виде стратегического треугольника (рис.1)
Рис.1. Ключевые факторы успеха бизнес-модели традиционных низкобюджетных авиаперевозчиков [6.]
Простой продукт. Упрощение продукта за счет простоты тарифных схем, минимального обслуживания на борту и в аэропортах, отказ от бонусных программ.
Низкие операционные расходы. Для установления низких цен на авиабилеты низкобюджетные авиаперевозчики вынуждены максимально сокращать издержки на обучение летного состава, обслуживание воздушных судов, использовать только прямые каналы продаж, осуществлять рейсы во второстепенные аэропорты, обеспечить максимально высокую плотность кресел.
Позиционирование. Активные маркетинговые кампании должны быть адаптированы так, чтобы привлечь как можно больше туристов и бизнес-путешественников.
Наряду с вышеперечисленными, одним из самых важных факторов, влияющих на деятельность авиакомпаний, является регулятивная среда функционирования, позволяющая в полной мере реализовать основные идеи концепции «low-cost». До недавнего времени нормативно-правовая среда в России сильно ограничивала деятельность авиакомпаний, не позволяя максимально сокращать издержки. Следствием этого является банкротство двух первых российских низкобюджетных авиаперевозчиков - «Sky Express» и «Авианова», а также уход с российского рынка крупнейшего европейского лоукостера EasyJet.
Однако, в апреле 2014 года были внесены важные изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, которые позволили низкобюджетным компаниям следовать главной идее концепции лоукостеров-максимально сократить издержки. В связи с данными изменениями в законодательстве появилось такое понятие, как «невозвратный билет», что позволяет авиаперевозчикам не возвращать плату при расторжении договора воздушной перевозки. Также авиаперевозчикам было разрешено самостоятельно устанавливать цены на провоз багажа, превышающий установленную норму, и нанимать на должность пилотов граждан других государств [1.].
Чтобы иметь четкое представление о моделях и принципах деятельности традиционных и низкобюджетных авиаперевозчиков, составимсравнительную таблицу.
Табл. 1 Сравнительная характеристика традиционных и низкобюджетных авиаперевозчиков
|
Низкобюджетные авиакомпании |
Традиционные авиакомпании |
Парк воздушных судов |
Однотипный парк ВС с одноклассной компоновкой пассажирских кресел. Средний возраст ВС не более 10 лет[4.]. |
В парке имеются различные типы ВС, двухклассная компоновка. Средний возраст флота 19 лет. |
Аэропорты |
Используются преимущественно второстепенные, региональные аэропорты. Стоянка в аэропортах минимальная (до 1часа). Интенсивное использование ВС, в среднем налет на 1 ВС 9-10 часов[5]. |
Крупные федеральные, международные аэропорты, стоянка в аэропорту зависит от его загруженности (как правило, больше часа). |
Дополнительные услуги |
Дополнительная плата за багаж, за переоформление билета, за питание и т.д. |
Бесплатный провоз багажа весом до 15 кг (зависит от авиакомпании), бесплатное питание на борту ВС, возможность выбрать место[3.].
|
Каналы продаж |
Прямые каналы продажи через сайт авиакомпании |
Продажа билетов осуществляется как через собственные источники (интернет-сайт, собственные отделы продаж), так и посредством сотрудничества с глобальными системами бронирования, а также через агентства. |
Карта маршрутов движения |
Однотипная маршрутная сеть, короткие маршруты, длительность полетов, как правило, не превышает 2,5 часов, нет стыковочных рейсов [4.]. |
Средне и дальнемагистральные полеты, есть возможность осуществить пересадку за короткое время. |
Персонал |
Совмещение должностных обязанностей, минимальный размер обслуживающего персонала. |
Количество бортпроводников от 4 человек на одно ВС, высокий базовый оклад. Разделение должностных обязанностей [3.]. |
В соответствии с приведенным в таблице материалом можно сделать вывод, что низкобюджетные авиакомпании за счет максимального сокращения затрат и предложения низких цен на авиабилеты являются движущей силой конкуренции в мировой индустрии авиаперевозок. Однако, стоить заметить, что существует ряд проблем, с которыми сталкиваются авиакомпании, действующие по модели лоукостеров. Сократив издержки на дополнительные услуги, низкобюджетные авиакомпании не в силах повлиять на ценообразование авиационного топлива. Поэтому крупнейшей статьёй расходов лоукостеров считаются затраты на авиакеросин.
Также необходимо подчеркнуть, что бизнес-модель «low-cost» основана не только на максимальном сокращении издержек; для успешной реализации данной концепции необходима разработка четкой стратегии. Отсутствие стратегии может повлечь за собой ряд проблем. Например, неправильная оценка мощностей может повлечь за собой переизбыток мест, из-за чего авиакомпания в скором времени может лишится прибыли и стать убыточной. Также стоит отметить, что низкобюджетные авиакомпании должны сдержанно и разумно снижать цены на авиабилеты, потому что в противном случае получится демпинг, разоривший немало компаний в истории развития низкобюджетных авиаперевозчиков.
Таким образом, можно сделать вывод, что низкобюджетные авиаперевозчики имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными и задают темп всей мировой отрасли авиаперевозок, но для полноценного ведения бизнеса им особо важно разработать четкую стратегию конкуренции в отрасли.