Введение. Современная эпоха характеризуется систематическими кризисами, природными катаклизмами, повседневной информационной перегрузкой и бурным ритмом жизни [15]. Все эти и многие другие факторы представляют собой сильные стрессоры, которые негативно влияют на психологическое благополучие и здоровье личности [11, 19], её духовное состояние [9], а также несут высокие риски здоровью и благополучию всего общества [6, 10]. Студенты, как активные участники образовательного процесса часто находятся в гуще подобных событий [16], и потому отличаются повышенной подверженностью стрессовым воздействиям из-за специфики образа жизни (информационное давление, налаживание самостоятельного быта, совмещение учебы и работы, и т.п.). Именно поэтому изучение адаптивных ресурсов личности и временных ориентаций у студентов актуально, поскольку именно студенческая молодежь является потенциальной элитой общества, и от способности молодого поколения эффективно преодолевать жизненные трудности на своем пути зависит потенциал государства в преодолении кризиса и дальнейшем развитии [6].
На данный момент в научной литературе существует множество определений понятия «адаптация», которые трактуются далеко неоднозначно. Феномен адаптации является объектом изучения самых разных дисциплин и может быть применен к различным аспектам приспособления: биологического, психологического, социального [1]. Нас же интересует адаптация психологическая и социальная.
Адаптация психологическая – явление, представляющее собой наиболее оптимальное приспособление человеческой психики к условиям окружающей среды, жизнедеятельности и частным условиям. Считается, что психологический механизм адаптации, который всегда индивидуален для каждого человека, обуславливается его прошлым опытом и базовыми конституциональными и психофизиологическими особенностями. Естественно, что адаптационные механизмы и качества личности развиваются синхронно и взаимно обусловлено [3].
А.А. Реан рассматривает адаптацию как процесс, результат и основание для формирования новообразований (психических качеств). Этот феномен автор предлагает анализировать в единстве трех измерений. Процессуальный аспект адаптации, который базируется на выделении ее временных характеристик – протяженности и стадий самой адаптации. Результативный аспект адаптации, используемый как стержневой элемент при оценке успешности адаптивных процессов, в общем. Аспект адаптации же объединяет два подхода – процессуальный и результативный. Здесь объектом обозрения является комплекс тех психических качеств, которые сформировались в процессе адаптации (знания, умения, навыки, личностные качества, особенности межличностного взаимодействия) [12].
С.А. Ларионова считает, что «адаптационные ресурсы личности – это ряд ее социально-психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень адаптированности личности в конкретных социальных условиях» [5]. Адаптация социальная же предусматривает «приспособление индивида к условиям окружающей среды, формирование равнозначной системы отношений, ролевую гармоничность поведения и интегрирование личности в социальные группы» [4]. Т. Шибутани рассматривает адаптацию, как «общность приспособительных реакций, которая базируется на активном освоении среды, ее модификации и образовании незаменимых условий для успешной деятельности [14]. По мнению И.А. Малашихиной и Л.Ф. Артеменковой, главным аспектом социальной адаптации является признание человеком его социальной роли, а продуктивность адаптации напрямую связана с тем, насколько сообразно он воспринимает себя и свои межличностные отношения [8].
Что касается временной перспективы, то «будучи изначально неосознаваемой человеком, она оказывает сильное влияние на его мысли, поведение и жизнь», обуславливает мировосприятие, признание прошлого, осознание настоящего и составление планов на будущее [2]. Л. Фрэнк считал, что «временная перспектива - совокупность воззрений человека о своем психологическом прошлом и будущем, которые имеют место быть в данный момент». Прошлое и будущее являются базовыми компонентами поведения. «Будущее определяется настоящим, настоящее контролируется прошлым, прошлое создает ситуацию, когда будущее связывает ценности прошлого и настоящего» [17].
Материал и методы исследования. В данной работе представлены результаты сравнительного изучения особенностей жизнестойкости и социальной поддержки как адаптивных ресурсов личности и временной перспективы личности у студентов, будущих специалистов в области медицины и психологии. Для чего на базе Чувашского госуниверситета исследованы две группы студентов. Первую группу составили студенты медицинского факультета в количестве 70 человек, в числе которых 54 девушки и 16 юношей, чей средний возраст - 18,99±0,98 года. Вторую группу испытуемых составили 70 человек – студенты-психологи, среди которых 50 девушек и 20 юношей, чей средний возраст составил - 19,90 ±1,32 года.
В качестве психодиагностического инструмента использовались: тест жизнестойкости [7], многомерная шкала восприятия социальной поддержки МSPSS [20] в адаптации В.М. Ялтонского и Н.А. Сироты и методика Ф. Зимбардо по временной перспективе в адаптации А. Сырцовой [13].
Результаты. Согласно полученным результатам, большинство студентов-медиков (45,7%) обладают высоким уровнем жизнестойкости, а 38,6% обладают средним уровнем жизнестойкости, что препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг-стратегий со стрессами и восприятия их как менее значимых. Низкий уровень жизнестойкости имеют 15,7% студентов.
Студенты-психологи же отличаются средним уровнем жизнестойкости (57,1%). Высокий уровень жизнестойкости имеют 22,9% студентов, что демонстрирует нам способность респондентов преодолевать жизненные трудности без потерь для себя. Низкий уровень жизнестойкости у 20% студентов (рис.)
Рис. Показатели жизнестойкости у студентов-медиков и студентов-психологов (%)
Стоит отметить, что студенты-медики имеют более высокий уровень выраженности по всем трем компонентам жизнестойкости (вовлечение, контроль, принятие риска) по сравнению со студентами-психологами.
Как известно, жизнестойкость напрямую связана, с феноменом социальной поддержки. В рамках нашего исследования не было выявлено значимых различий в восприятии социальной поддержки между студентами-медиками и студентами-психологами.
Большинство респондентов ощущают значимую поддержку со стороны родителей (студенты-медики 42,9%, студенты-психологи 38,6%), чуть меньше со стороны друзей (34,3% и 37,1% соответственно) и еще меньше со стороны значимых других (22,9% и 24,3%) (табл.).
В процессе обработки полученных результатов использовалась проверка достоверности различий по критерию Стьюдента. Значимых различий у студентов-медиков и студентов-психологов в отношении своего прошлого как позитивного (t=1,0293, p>0,05), так и негативного (t=0,2682, p>0,05) не выявлено. Испытуемые обоих направлений подготовки в большинстве характеризуют свое прошлое, придавая ему положительную окраску. Молодые люди проявляют теплое, сентиментальное отношение к прошлому, проявляя нотки ностальгии, в некоторых моментах сожалеют о своих поступках, но в целом прошлое представляется в радужном цвете.
Таблица
Показатели временной перспективы у студентов-медиков и студентов-психологов (M± σ)
Параметр |
Студенты- |
Студенты-психологи |
Достоверность различий |
Позитивное прошлое |
3,93±0,37 |
3,88±0,34 |
p>0,05 |
Негативное прошлое |
2,76±0,23 |
2,81±0,20 |
p>0,05 |
Гедонистическое настоящее |
2,45±0,33 |
2,41±0,39 |
p>0,05 |
Фаталистическое настоящее |
2,33±0,23 |
3,43±0,27 |
p≤0,05 |
Будущее |
3,71±0,42 |
3,18±0,55 |
p≤0,05 |
Также значимых различий в отношении гедонистического настоящего среди студентов обоих направлений подготовки не наблюдается (t=1,6512, p>0,05). Испытуемые всерьез задумываются о последствиях своих действий и о том, как их поступки могут отразиться на будущем.
Значимые различия наблюдаются в отношении фаталистического настоящего (t=2,0988, p≤0,05). Студенты-медики в своем большинстве ориентированы на будущее, они уверенны, что многое зависит только от них и от их действий. Студенты-психологи в большинстве, напротив, убеждены, что будущее предопределено и на него тяжело повлиять, что жизнь человека находится во власти судьбы.
Значимые различия среди обеих групп студентов также наблюдаются в степени ориентации на будущее (t=2,0528, p≤0,05), что заключается в стремлении к реализации намеченных целей и планов. Будущее видится более «светлым и ярким» студентам-медикам, что может быть связано с четким представлением будущих планов на жизнь, в отличие от студентов-психологов.
Заключение. Таким образом, у студентов-медиков наиболее выражен феномен жизнестойкости по сравнению со студентами-психологами. При этом большинство студентов обоих групп получают социальную поддержку в равной степени. У всех испытуемых существует четко обозначенное представление о настоящем времени, через призму которого они воспринимают прошлое и будущее. Будущее представляется более неопределенным для студентов-психологов, в связи с тем, что им трудно связать свои цели в настоящем с прогнозом на будущее. Студенты-медики обладают более чёткой содержательной картиной в отношении своего будущего, уверенны в нем и активно к нему стремятся.