Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

POTENTIAL OF SCIENTIFIC SELF-GOVERNMENT AS MEANS OF INTEGRATION AND SOCIALIZATION OF YOUTH

Gulyaeva V.I. 1 Koptyaeva A.S. 1
1 Federal State autonomous institution of higher education Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin
The article is devoted to the study of the problem of the development of student self-government. The article reveals the content of the concept of "student self-government", formulates the main goal of student self-government. The article presents a study: 1) the content analysis of the regulatory framework governing the activities of student government in the Russian Federation; 2) analysis of scientific literature on this topic. The results of the research showed that the problem of the development of student self-government has not been sufficiently studied and covered in the specialized literature, while the state policy of the Russian Federation in the sphere of education is aimed at the development, expansion and support of student self-government. The article attempts to reveal the main problems that pupil self-management faces at the present stage. The authors emphasize that the concepts of student self-government are only just beginning to develop, however, student self-government is an effective means of integrating youth into the modern socio-cultural space, and it needs information and methodological support and development.
student self-government
youth integration and socialization
senior school council
civil society
public associations.

Самоуправление является самым демократичным способом организации общественной жизни. Сегодня государство стремится через школу воспитать социально активных граждан, помочь молодежи легко и быстро адаптироваться в стремительно глобализирующемся обществе. И самым эффективным способом достижения этой цели (в рамках школьного образовательного процесса) является ученическое самоуправление.

Современный этап социально-экономического и научно-технического развития нашего общества выдвинул повышенные требования к образованию. Образовательная система сегодня представляет собой сложный комплекс образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство образовательного процесса. Самоуправление в школе очень молодо, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе непрерывно продолжаются. Однако, такой метод интеграции молодежи в современный мир практически никак не поддерживается государством.

Одной из целей образовательной деятельности является адаптация учащихся к современному обществу, в котором будет протекать их дальнейшая жизнь. Самые эффективные образовательные системы ориентированы на развитие в учащихся качеств, которые общество предъявляет человеку. С.Ф. Старицкая в своей статье «Ученическое самоуправление» обращает внимание на то, что функции современных педагогов разнообразны и в конечном итоге направлены на формирование гражданской позиции школьника, его личности [8]. Современное общество нуждается в людях, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

По мнению В.И. Бочкарева, «ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей» [2, c. 7].

Ученическое самоуправление выражается в способности учащихся самостоятельно проявлять инициативу в вопросах управления школой, принимать собственные решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Основной смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью учащиеся получают возможность влиять на школьную политику.  Г.С. Абузярова отмечает, что школьники и студенты активнее участвуют в той деятельности, которую инициируют самостоятельно, нежели в той, которую навязывает администрация [1]. Ученическое самоуправление позволяет школьникам в той или иной мере самостоятельно управлять школой, что в дальнейшем способствует становлению социально-активного гражданина и человека, готового к жизни в современном мире.

На современном этапе развития ученического самоуправления происходит отделение самоуправления от школы, выход за пределы образовательного учреждения. Развитые формы ученического самоуправления включают в себя различные органы самоуправления: общешкольные ученические советы, школьные думы, районные и городские советы старшеклассников. Представители районных и городских советов старшеклассников способны обращать внимание администрации района, города именно на те проблемы, которые важны для школьников. Тем самым, способствуя ускоренному, точечному решению проблем важных для школьников.

Главной целью ученических советов является создание условий для самореализации подростков и их совместной деятельности, развитие творческого потенциала, организаторских и лидерский способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры. Ученическое самоуправление – это уникальная структура, которая помогает подросткам почувствовать себя «взрослыми», понять, что голос каждого важен и что при желании ты можешь добиться абсолютно всего в этом мире. [7].

Под ученическим самоуправлением понимают форму реализации обучающимися права на участие в управлении общеобразовательным учреждением, предполагающую участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения [3].

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства [5]. Ученическое самоуправление – это право учащихся на учет их мнения в управлении образовательной организацией, в которой они обучаются. Данное право закреплено в п. 1,4, 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В данных положениях закона говорится о праве учащихся принимать участие в формировании содержания своего образования и о праве на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном уставом и локальными актами образовательной организации [10].

Различные сферы ученического самоуправления регулируются статьями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, в ст. 3 говорится о принципах государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (о возможности создания ученических, педагогических советов). Педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на участие в управлении образовательными организациями [10].

Очевидно, что в принципах управления образовательной организацией, содержащихся в локальных актах образовательных организаций заложено создание ученического самоуправления в каждом образовательном учреждении. Это свидетельствует о наличии гарантий защиты права учащихся на создание органов ученического управление и участие в них.

Локально ученическое самоуправление регулируется уставами школ, наличие которых предусмотрено ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [10]. Также оно регулируется иными локальными актами образовательных организаций, например, положениями «Об ученическом самоуправлении», «О районном совете старшеклассников», «О городском союзе районных советов старшеклассников» [6].

Если говорить о будущем ученического самоуправления, то следует упомянуть Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в которой говорится о том, что в настоящее время существует необходимость привлечения детей к участию в общественной жизни, а также обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений [9].

Вышеупомянутые нормативные правовые акты дают понять, что политика государства направлена на развитие, расширение и поддержку ученического самоуправления. Однако, существуют и проблемы, с которыми сталкивается ученическое самоуправление. В основном, это нехватка квалифицированных кадров, как подчеркивает О.Г. Кондратьева. По ее мнению, сопровождение ученического самоуправления – это особый вид деятельности педагогов, который требует специальной подготовки, поэтому необходимы педагоги с достаточной квалификацией [4]. Остальные проблемы ученического самоуправления связаны с восприятием школьниками самоуправления как игры, внедрением ученического самоуправления в учебные заведения «сверху», а также недостатком финансирования. Ученическое самоуправление мало изучено в научной среде представителями отраслевых наук, что затрудняет вопрос изучения и анализа проблем данной сферы.

Внедрение ученического самоуправления – это не просто «инновация в образовании», это качественное изменение школы изнутри. Как правило, если ученическое самоуправление поддерживается и активно функционирует, то оно становится эффективным инструментом управления и воспитания будущего поколения. Основными факторами, влияющими на становление и развитие ученического самоуправления, являются: государственная политика, отношение молодежи к самоуправлению, заинтересованность педагогического персонала и т.д.

В заключении хотелось бы сказать, что проблема развития и совершенствования ученического самоуправления в период социально-политической нестабильности обладает особой актуальностью так как позволяет сформировать активное гражданское общество, которое уже имеет опыт создавать и реализовывать идеи, которое умело интегрируется в разные условия жизни и может, а главное хочет, изменять этот мир к лучшему.

Концепции ученического самоуправления только начинают свое развитие, и невозможно предсказать каким будет ученическое самоуправление в будущем.