Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в стремительно меняющихся условиях и законодательстве в сфере бухгалтерского учета, организация бухгалтерского учета должна соответствовать современным требованиям, бухгалтерский учет должен быть максимально эффективным, оперативным и достоверным.
«В настоящее время важнейшим условие эффективности национальной экономики является рациональное и экономическое использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В этой связи существенное значение имеет правильность организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности[2]».
Помимо основных задач бухгалтерского учета, бухгалтерский учет в казенных учреждениях имеет свои особенности. Они обусловлены законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бюджетному учету, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести: организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; контроль исполнения сметы расходов; переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; выделение в учете кассовых и фактических расходов; отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы.
Специфические особенности учета в казенных учреждениях вызывают необходимость дополнения задач бухгалтерского учета более конкретными, такими как точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов. Основными функциями бюджетного бухгалтерского учета, так же как и в бухгалтерском учете коммерческих организаций являются – контрольная, информационная, аналитическая. Согласно учетной политике управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока бухгалтерский учет осуществляет отдел бухгалтерского учета и отчетности управления.
«Отдел бухгалтерского учета и отчетности является самостоятельным функциональным структурным подразделением, осуществляет сбор, регистрацию и обобщение информации об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Руководство отделом осуществляется начальником отдела [3]».
План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению отражены в приказе Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н. Этот документ конкретизирует положения Единого плана счетов, в том числе и применительно к казенным учреждениям .План счетов представляет собой сгруппированный перечень счетов и их корреспонденцию и состоит из пяти разделов.
Структура номера счета бюджетного учета построена по принципу вложенных модулей и включает в себя 26 разрядов (табл. 1).
Таблица 1 – Структура номера счета бюджетного учета
ГРБС |
раздел |
Подраздел |
Целевая статья |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|||
Вид расходов |
Код вида финансового обеспечения |
Синтетический счет объекта учета |
КОСГУ |
|||||||||||||
Синтетический код |
Аналитический код |
|||||||||||||||
группа |
вид |
|||||||||||||||
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
25 |
25 |
26 |
С первого по третий разряд это код главы администратора средств бюджета (ГРБС). С четвертого по четырнадцатый разряд отражаются направление бюджетных средств на выполнение функций единицами сектора государственного управления. Коды разделов, подразделов, целевых статей закреплены в классификации расходов бюджета. Их полный перечень приведен в приказе Минфина России № 190н.
Все казенные учреждения в видах расходов (разряды 15-17) применяют код 001 «Расходы на выполнение функций казенных учреждений», включая закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд. В случае получения бюджетных инвестиций разряды 15-17 принимают значение 003.
Код вида финансового обеспечения для казенных учреждений имеет значение 1 «деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ» [4].
Разряды 19-23 отражают синтетический счет объекта учета, объединяющий синтетический и аналитический коды.
Разряд 19 принимает значение по номеру раздела Плана счетов бюджетного учета: 1 – «нефинансовые активы», 2 – «финансовые активы», 3 – «обязательства», 4 – «финансовый результат», 5 – «санкционирование расходов бюджета».
Следующие два разряда служат для детализации объектов учета, включенных в разделы. Например, раздел 1 «Нефинансовые активы» включает в себя девять групп активов.
Разряд 22 показывает группу аналитического кода синтетического счета объекта учета. Так, объект учета «материальные запасы», состоит из трех групп: особо ценное движимое имущество; иное движимое имущество; предметы лизинга.
Разряд 23 - вид аналитического кода синтетического счета объекта учета. Он конкретизирует вид, например «продукты питания» в группе материальных запасов
Последние три разряда - это код операций сектора государственного управления (КОСГУ). КОСГУ позволяет системно классифицировать и учитывать все без исключения финансовые операции, совершаемые казенными учреждениями, финансовыми органами и органами казначейства, систематизированные по экономическому содержанию. При ведении бюджетного учета и составлении бюджетной и финансовой отчетности доходам бюджета присвоен код 100, расходам - 200, поступлениям нефинансовых активов - 300; выбытию нефинансовых активов - 400, поступлению финансовых активов - 500, выбытию финансовых активов - 600, увеличению обязательств - 700, уменьшению обязательств - 800. Внутри КОСГУ последовательно осуществляется более детальное отражение видов указанных операций. Например, если необходимо перечислить средства на оплату транспортных услуг, то применяется код 222, и т.д. Если приобретаются основные средства, то применяется код 310, а при их выбытии - 410.
«Ведение бухгалтерского учета позволяет путем организации сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций собрать, зарегистрировать и обобщить информацию в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, предназначены регистры бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах, журналах, на отдельных листах, карточках и т.п. [5]».
Регистры, применяемые для ведения бюджетного учета, называют регистрами бюджетного учета. Они позволяют решить перечисленные выше задачи бюджетного учета по формированию полной и достоверной информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств публично-правовых образований [1].
Таблица 2 – Периодичность формирования регистров бюджетного учета
№ п/п |
Код формы |
Наименование регистра бюджетного учета |
периодичность |
1 |
504031 |
Инвентарная карточка учета ОС |
Ежегодно |
2 |
504033 |
Опись инвентарных карточек по учету основных средств |
|
3 |
504034 |
Инвентарный список нефинансовых активов |
|
4 |
504035 |
Оборотная ведомость по нефинансовым активам |
|
5 |
504041 |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей |
|
6 |
504042 |
Книга учета материальных ценностей |
По мере совершения операций |
7 |
504043 |
Карточка учета материальных ценностей |
Ежегодно |
8 |
504051 |
Карточка учета средств и расчетов |
|
9 |
504052 |
Реестр карточек |
|
10 |
504053 |
Реестр сдачи документов |
По мере необходимости формирования регистра |
11 |
504054 |
Многографная карточка |
Ежегодно |
12 |
504071 |
Журнал операций |
Ежемесячно |
13 |
504072 |
Главная книга |
Ежегодно |
Все инвентаризационные описи формируются при инвентаризации. Кроме того, указанные регистры бюджетного учета формируются на бумажном носителе независимо от установленного срока по требованию проверяющих органов.
Для анализа финансового состояния управления необходимо изучение состава и структуры пассивов и активов.
Вертикально-горизонтальный анализ баланса управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока представлен в таблице 3 и 4.
Таблица 3 – Структура активов и пассивов
Показатели |
2014 год |
Удельный вес |
2015 год |
Удельный вес |
АКТИВ |
|
|
|
|
I. Нефинансовые активы |
|
|
|
|
Основные средства (остаточная стоимость) |
6 674 874,22 |
83,27 |
7 436 078,13 |
84,05 |
Из них: |
|
|
|
|
иное движимое имущество учреждения (остаточная стоимость) |
6 674 874,22 |
83,27 |
7 436 078,13 |
84,05 |
Материальные запасы (010500000) |
563 920,97 |
7,03 |
706 603,10 |
7,99 |
Итого по разделу I |
7 238 795,19 |
90,3 |
8 142 681,23 |
92,04 |
II. Финансовые активы |
|
|
|
|
Денежные средства учреждения (020100000) |
624 236,48 |
7,79 |
650 421,82 |
7,35 |
в том числе: |
624 236,48 |
7,79 |
650 421,82 |
7,35 |
денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства (020111000) |
||||
Расчеты по выданным авансам (020600000) |
2 003,82 |
0,02 |
36 114,00 |
0,41 |
Расчеты с подотчетными лицами (020800000) |
13 340,45 |
0,17 |
5 856,45 |
0,07 |
Расчеты по платежам в бюджеты (030300000) |
138 002,67 |
1,72 |
12 294,33 |
0,14 |
Итого по разделу II |
777 583,42 |
9,7 |
704 686,60 |
7,96 |
БАЛАНС |
8 016 378,61 |
100 |
8 847 367,83 |
100 |
П А С С И В |
|
|
|
|
III. Обязательства |
|
|
|
|
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (030100000) |
4 237 000 000,00 |
52 854,29 |
4 437 000 000,00 |
50 150,51 |
в том числе: |
4 237 000 000,00 |
52 854,29 |
4 437 000 000,00 |
50 150,51 |
по долговым обязательствам в рублях (030110000) |
||||
Прочие расчеты с кредиторами (030400000) |
624 236,48 |
7,79 |
650 421,82 |
7,35 |
из них: |
624 236,48 |
7,79 |
650 421,82 |
7,35 |
расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение (030401000) |
||||
Расчеты по доходам (020500000) |
20 |
0 |
3 500,00 |
0,04 |
Итого по разделу III |
4 237 624 256,48 |
52 862,08 |
4 437 653 921,82 |
50 157,90 |
IV. Финансовый результат |
|
|
|
|
Финансовый результат экономического субъекта (040100000) |
-4 229 607 877,87 |
-52 762,08 |
-4 428 806 553,99 |
-50 057,90 |
Из них: |
|
0 |
|
|
финансовый результат прошлых отчетных периодов (040130000) |
-4 229 607 877,87 |
-52 762,08 |
-4 428 806 553,99 |
-50 057,90 |
БАЛАНС |
8 016 378,61 |
100 |
8 847 367,83 |
100 |
Таблица 2 – Динамика активов и пассивов
Показатели |
2014 год |
2015 год |
Абсолютные изменения |
Относитель-ные изменения |
АКТИВ |
|
|
|
|
I. Нефинансовые активы |
|
|
|
|
Основные средства (остаточная стоимость) |
6 674 874,22 |
7 436 078,13 |
761 203,91 |
111,4 |
Из них: |
|
|
|
|
иное движимое имущество учреждения (остаточная стоимость) |
6 674 874,22 |
7 436 078,13 |
761 203,91 |
111,4 |
Материальные запасы (010500000) |
563 920,97 |
706 603,10 |
142 682,13 |
125,3 |
Итого по разделу I |
7 238 795,19 |
8 142 681,23 |
903 886,04 |
112,49 |
II. Финансовые активы |
|
|
|
|
Денежные средства учреждения (020100000) |
624 236,48 |
650 421,82 |
26 185,34 |
104,19 |
в том числе: |
624 236,48 |
650 421,82 |
26 185,34 |
104,19 |
денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства (020111000) |
||||
Расчеты по выданным авансам (020600000) |
2 003,82 |
36 114,00 |
34 110,18 |
1 802,26 |
Расчеты с подотчетными лицами (020800000) |
13 340,45 |
5 856,45 |
-7 484,00 |
43,9 |
Расчеты по платежам в бюджеты (030300000) |
138 002,67 |
12 294,33 |
-125 708,34 |
8,91 |
Итого по разделу II |
777 583,42 |
704 686,60 |
-72 896,82 |
90,63 |
БАЛАНС |
8 016 378,61 |
8 847 367,83 |
830 989,22 |
110,37 |
П А С С И В |
|
|
|
|
III. Обязательства |
|
|
|
|
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (030100000) |
4 237 000 000,00 |
4 437 000 000,00 |
200 000 000,00 |
104,72 |
в том числе: |
4 237 000 000,00 |
4 437 000 000,00 |
200 000 000,00 |
104,72 |
по долговым обязательствам в рублях (030110000) |
||||
Прочие расчеты с кредиторами (030400000) |
624 236,48 |
650 421,82 |
26 185,34 |
104,19 |
из них: |
624 236,48 |
650 421,82 |
26 185,34 |
104,19 |
расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение (030401000) |
||||
Расчеты по доходам (020500000) |
20 |
3 500,00 |
3 480,00 |
17 500,00 |
Итого по разделу III |
4 237 624 256,48 |
4 437 653 921,82 |
200 029 665,34 |
104,72 |
IV. Финансовый результат |
|
|
|
|
Финансовый результат экономического субъекта (040100000) |
-4 229 607 877,87 |
-4 428 806 553,99 |
-199 198 676,12 |
104,71 |
Из них: |
|
|
|
|
финансовый результат прошлых отчетных периодов (040130000) |
-4 229 607 877,87 |
-4 428 806 553,99 |
-199 198 676,12 |
104,71 |
БАЛАНС |
8 016 378,61 |
8 847 367,83 |
830 989,22 |
110,37 |
Анализ структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса является частью анализа имущественного положения организации при анализе финансового состояния предприятия. Анализ активов и пассивов баланса позволяет проследить динамику их состояния в анализируемом периоде. Горизонтальный анализ – это сравнение показателей текущего периода с теми же показателями прошлого периода, то есть наблюдение динамики (уменьшение или увеличение значения показателя во времени).
Наибольший удельный вес в составе активов занимают основные средства-84%. На материальные запасы и денежные средства приходится 7% и 8% соответственно. В структуре пассивов расчеты с кредиторами по долговым обязательствам в 528 раз превышают валюту баланса. Это связано с тем, что основной деятельностью управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока является решение задач, связанных с содержанием, проектированием, строительством, реконструкцией и всех видов ремонтных работ автомобильных дорог, а также благоустройством территорий ВГО за счет бюджетных средств в рамках бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа. Для решения данных задач управление заключает муниципальные контракты с поставщиками и подрядчиками. Отсюда и вытекает такео значение показателя по долговым обязательствам.
Валюта баланса по сравнению с 2014 годом увеличилась на 10%. Это изменение произошло за счет увеличения основных средств на 11%, материальных запасов на 25% и увеличения расчетов по выданным авансам в 18 раз. Финансовый результат получился со знаком «минус», так как значительная сумма приходится на долговые обязательств с кредиторами. Сумма долговых обязательств выросла за год. На это повлияло увеличение тарифов за коммунальные услуги, а так же из-за увеличения сумм муниципальных контрактов. МК, в свою очередь, увеличились в 2015году из-за частых циклонов и других погодных явлений, которые повлекли за собой разрушение материальных ценностей, в том числе дорог, и для предотвращения которых и заключались контракты.
Сумма нефинансовых активов увеличилась в основном за счет увеличения основных средств на 761 203,91 тыс. руб. Стоимость запасов в управлении увеличилась на 142 682,13 тыс. руб. В общем удельный вес нефинансовых активов в структуре баланса увеличился на 2%. Финансовые активы снизились на 10%, за счет снижения сумм расчетов с подотчетными лицами на 56% и расчетов по платежам в бюджеты на 91%. Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам увеличились на 4%, а также расчеты с прочими кредиторами также увеличились на 4% по сравнению с 2014 годом. В общем удельные веса в структуре баланса за год изменились незначительно.