Исследование посвящено анализу основных элементов механизма формирования политической культуры студенческой молодежи, факторам, влияющих на уровень политико-правового сознания молодого поколения, представлены основные его составляющие. Автор акцентирует внимание на особенность и специфику формирования политических предпочтений современной студенческой молодежи и ее социально-политических ориентаций, а также на рекомендуемые мероприятия по повышению политической и гражданской культуры российской студенческой молодежи.
Актуальность изучения политической культуры студенческой молодежи объясняется тем, что обучающиеся высших учебных заведений представляют одну-треть всей российской молодежи, - это будущие профессионалы, которые имеют активную гражданскую позицию, обладают умением компетентно оценивать общественно - политические события и процессы, происходящие в стране, именно молодое поколение должно иметь высокий уровень политической культуры, представляющего собой один из базисных компонентов построения современного гражданского общества, так как от направленности сознания и поведения современной молодежи зависит политическое будущее страны.
Цель и задачи исследования опираются на основе полученных результатов, предложены мероприятия, направленные на формирование у российской молодежи политической культуры, повышение ее электоральной активности. При этом, отмечается необходимость консолидации усилий семьи, органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества с использованием современных информационных технологий и средств коммуникации, учитывая накопленный международный опыт, историческое развитие российского государства, интересы и инициативы самой молодежи.
Объектом исследования является политическая культура студентов российских вузов, на примере Института технологий (филиала) Донского государственного технического университета. Предметом исследования выступают особенности и механизмы формирования политической культуры студентов в условиях современного Донского Опорного ВУЗа.
Политическая культура - не механическая совокупность тех или иных ценностей, установок, ориентаций, моделей поведения в отношении политических объектов. Это – специфический способ и образ действий, что, прежде всего, отражает суть понятия культуры вообще и политической культуры в частности [1].
Некоторые исследователи склоняются к мнению, что концепция политической культуры больше походит на энциклопедический справочник, в котором собраны отрывочные, несистематизированные сведения из самых разных дисциплин и теорий: политической психологии, политологии, истории, культурологии и т.п. Однако аккумуляция знаний еще не означает новое знание. Отсюда остается проблема, - о каком уровне разработанности можно говорить применительно к политической культуре – об уровне понятия, концепции или теории. В науке представлены все три точки зрения. Существует также мнение, что данное понятие пока не заняло свое место в системе категорий политической науки [4].
Ценности, закрепленные традициями, культивируемые в социуме, представляют собой важный компонент молодежной политической культуры, во многом определяющий сущность политического процесса. От молодежи невозможно требовать сбалансированного поведения в рамках политического процесса, если не определенны ценностные параметры общества, если не определены ценностные параметры общества, если консенсус как основа демократического порядка не утверждается в политической системе, если ценности, а значит и их носители находятся в конфронтации друг с другом [3].
Проблема повышения политической культуры молодежи в современной России сегодня особенно актуальна в рамках концепции государственной и муниципальной молодежной политики в целом, поскольку молодежь как никогда стала привлекать внимание политиков и лидеров общественного мнения, т.к. именно этой социальной группе объективно суждено определять судьбу социально-экономического, политического и духовного развития новой демократической России. Очевидно, что все институты либерально-демократических преобразований реально заинтересованы в готовности современной студенческой молодежи принять активное участие в развитии демократии, рыночной экономики, гражданского и правового государства.
Речь идет о печальной практике, подтвержденной результатами социологических исследований в первые годы XXI столетия, когда большей части молодежи были совершенно не интересны общественно –политические процессы, происходящие в современной России.
Первая причина – это синдром неоправданных надежд, когда политика не оправдывает ожиданий молодого человека. Наступает период политической апатии, являющейся одной из форм политического вакуума. Молодежь не верит, что или личная активная позиция или протест может что-то изменить, считая, что от нее сегодня ничего не зависит.
Вторая причина – нет объединяющей идеи общества. Общество социально разобщенно. Сегодня эта проблема ярко отражает сущность российской действительности. Реализуемые программы федеральной и региональной поддержки и стимулирования молодежи пока не могут должного эффекта выравнивания социального неравенства в обществе и в молодежной среде, в частности.
Третья причина - это конфликт поколений. Представители взрослого поколения полагают, что возраст и опыт позволяют им критиковать, не доверять, диктовать и навязывать культуру, манеру, требовать следовать их советам. Молодежь в свою очередь считает, что они обладают достаточным багажом знаний, и возраст в данном случае не играет ключевой роли.
Очевидно, что все обозначенные выше причины политической пассивности молодежи, необходимо регулярно анализировать и своевременно обсуждать на всех уровнях государственных институтов, применяя новые подходы в области совершенства молодежной политики, в следствие чего, мы сможем говорить о качественном укреплении и развитии механизмов формирования политической культуры студенческой молодежи.
В настоящее время ценностный мир российской студенческой молодежи подвергся значительным изменениям. По данным Фонда общественного мнения, проводившегося в сентябре 2014 г., на вопрос о жизненных ценностях современной молодежи на первом месте оказалась работа, совершенство в профессии, карьерные устремления – 180%, материальные ценности – 17%, получение образования, востребованность профессии – 16%, создание семьи – 6%, наличие жилья – 4%, саморазвитие и самореализация – 3%, независимость -1%, удовольствия и развлечения – 1% [5].
Рассматривая функции высшего образования в нашей стране относительно развития и социального статуса личности необходимо выделить социальную функцию, проявляющуюся в воспроизводстве социальной структуры общества: - профессиональную, включающую подготовку нового поколения к труду по определенным специальностям, - гуманистическую, состоящую в передаче знаний и культуры молодому поколению, - нравственную, которая реализуется в процессе усвоения норм общечеловеческой морали, - идеологическую, отражающую влияние на формирование идейной направленности, - мировоззренческой позиции учащейся молодежи, - политическую, проявляющуюся в формировании политической культуры студентов, умении с научных позиций анализировать происходящие в мире событий.
В целом справедливо говорить о политической культуре студенческой молодежи как о своеобразном барометре состояния общества, его настроений и перспектив развития. Следовательно, важно учитывать особенности политической культуры студенчества с целью прогнозирования реакции молодого поколения на события, происходящие в политической жизни государства и общества в целом, где «высокий уровень политической культуры является залогом стабильности, развития демократии и гражданского общества» в нашей стране [2.c.121].