Одной из трудностей теоретического обеспечения разработки проблемы адаптации является разнообразие применяемых понятий и терминологии, обусловленное их разноплановостью. Понятие адаптации, впервые появившееся в биологии, быстро вышло за ее пределы и приобрело статус общенаучного, поскольку включало в свое содержание существенные характеристики явлений и процессов, наблюдавшихся и в других областях действительности и, соответственно, изучавшихся различными отраслями знания.
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии[1].
Проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность.
По данным разных исследователей (Э.М.Александровская, Г.Ф.Кумарина и др.), в зависимости от типа школы, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют различные нарушения здоровья, поведения, связанные или с взаимоотношениями с одноклассниками или учителями, или с невыполнением школьных норм и правил поведения [3].
Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.
Исследование протекания адаптации первоклассников к школе проводилось на базе МБОУ ЦО №27 г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся первого класса, в количестве - 20 человек.
Для изучения протекания адаптации первоклассников нами были использованы следующие психодиагностические методики:
- Определение сформированности «внутренней позиции школьника» (Т.А. Нежнова, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин)
- Определение мотивов учения (М.Р. Гинзбург)
- Цветовой тест Люшера (М. Люшер)
- Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
- Рисуночная методика «Я в школе» (Н.Г. Лусканова)
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].:
- У большинства первоклассников (75 %) преобладает полная несформированность внутренней позиции школьника, что нашло отражение в предпочтении игровой деятельности и отношений дошкольного типа, отсутствии желания ходить в школу, негативных установках в отношении школы и учебы. Непринятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации, двойственное, а в некоторых случаях негативное отношение ребенка к школе значительно осложняет ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию к школе. У 25 % первоклассников позиция школьника сформирована средне. В случае частичной сформированности внутренней позиции школьника эмоционально положительное отношение к школе, своему новому социальному статусу сочеталось с ориентацией на внеучебные стороны школьной жизни — новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможность посещения школьных кружков и пр.
- У большинства первоклассников (45%) сниженный уровень (нейтральное отношение к учению, неустойчивый интерес) мотивов учения, у 30% - низкий (отрицательное отношение к учителю, преобладание мотивов избегания, ученик объясняет свои неудачи внешними причинами, неуверенность в себе) , у 20 % - в норме (положительное отношение с проявлением познавательных мотивов и интересов), только 5% учащихся имеют высокий уровень мотивации учения (активное творческое отношение к учению, преобладают мотивы самообразования).
- У 20 % первоклассников выявлено отрицательное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В таких случаях ученики проявляют агрессию, отказываются выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Первоклассники с нейтральным отношением к школе (50 %) посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках такие дети занимаются, как правило, посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Учебный процесс их мало привлекает. Положительное отношение у испытуемых детей (30 %) ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории. Охотно посещает занятия в школе, учебный процесс дается ребенку легко.
- При низком уровне адаптации (70 %) ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины. Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. Самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Средний уровень адаптации (30 %) - ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.
- У первоклассников с высоким уровнем школьной тревожности (40%) на первом месте страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, также, это проблемы и страх в отношениях с учителями и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Такая тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Средний уровень школьной тревожности первоклассников (45 %) - «скрытая тревожность» - защитное поведение часто говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Многие ситуации успеха оцениваются как неуспешные (обесценивание). Также идет и обесценивание неудач – подобная чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Не получается анализ полученного опыта. Выбирает для выполнения чаще простые задачи, чтобы всячески избежать волнующих ситуаций (т.к. уверен, что успешно справиться с проблемой). Низкий уровень (15 %) у ребенка низкая школьная тревожность, сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
Таким образом, в результате исследования выяснено, что первоклассники испытывают большие затруднения со школьной адаптацией. Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов: недостаточность подготовки ребенка к школе; длительная депривация; соматическая слабость ребенка; нарушение формирования отдельных психических функций; нарушение познавательных процессов; нарушение формирования школьных навыков; двигательные нарушения; эмоциональные расстройства; общительность и социализация.
В целях коррекции прохождения процесса адаптации первоклассников к школе была разработана специальная программа из нескольких занятий.
Цель программы: развитие учебной адаптации, мотивации и учебно-познавательных мотивов у первоклассников.
Задачи программы:
- формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
- расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
- знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
- формирование знаний о различных знаковых системах;
- формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
- формирование умения прогнозировать результат деятельности.
Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение ситуаций.
В таблице 1 представлена программа по коррекции процесса адаптации младших школьников .
Таблица 1
Программа по коррекции процесса адаптации первоклассников
№ |
Тема |
Цель |
Задачи |
Содержание |
1 |
Знаки и символы |
Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе |
- Развитие способности сосредоточится и работать в группе; - Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; - Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние |
- Игра «Настроение в цвете» - Игра «Игра художников» - Игра «Четыре стихии» - Игра «Шкала роста»
|
2 |
Зашифрованная информация |
Развитие группового внимания и концентрации на учебе |
- Развития умения концентрироваться на учебе; - Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; -Развитие внимания и усидчивости
|
- Игра «Найди отличие» - Игра «Настроение в цвете» - Игра «Разведчики» - Игра «Опорные сигналы»
|
3 |
Противоположности |
Формирование группового сотрудничества в учебе |
- Обучение навыкам релаксации и самоконтроля; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения
|
- Игра «Настроение» - Игра «Рисование на заданную тему» - Беседа о рисунках - Упражнение «Четвертый лишний»
|
4 |
Ассоциации |
Формирование положительных эмоций от процесса обучения |
- Развитие мимики и жестов; - Развитие внимания; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого |
- Игра «Ассоциации» - Игра «Дорисуй предмет» - Игра «Шкала роста»
|
5 |
Читаем. Думаем. Говорим |
Формирование умения воспринимать школьную информацию |
- Развитие навыков получения информации; - Развитие осознания своей школьной индивидуальности |
- Игра «Настроение» - Упражнение «Рассказ по картинке» - Игра «Самый -самый» |
6 |
Умное предложение |
Развитие умения работать в группе |
- Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого |
- Упражнение «Составь предложение» - Игра «Настроение в цвете». - Игра «Неоконченное предложение» - Обсуждение на тему «Что было легко, а что сложно?» |
7 |
Математический урок |
Снятие негативных тенденций обучения |
- Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого |
- Упражнение «Задачи на движение» - Упражнение «Заполни пропуски в равенствах» - Рисование на тему «Кто чего боится» |
8 |
Что меня окружает |
Развитие умения отстаивать свое мнение в учебном процессе |
- Развития умения концентрироваться на учебе; - Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; -Развитие внимания и усидчивости
|
- Упражнение «Что меня окружает» - Игра «Найди общее» |
9 |
Мир профессий |
Развитие умения ориентироваться в учебном пространстве |
- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; -Развитие внимания и усидчивости
|
- Игра «Мир профессий» - Игра «Кем я хочу быть» |
10 |
Обобщение. Подведение итогов |
Закрепление полученных адаптационных навыков |
- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого
|
- Игра «Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться» - Рисование на тему «Наш дружный класс» - Игра «Шкала роста» |