Актуальность проблем, связанных с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности подростка очевидны. Подростковый возраст – это период, который является решающим в будущем профессиональном самоопределении, и как следствием – успехом дальнейшей социализации
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.
Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.
Молодые люди, после окончания 9 или11 класса, а иногда и раньше, принимает решение о выборе профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 14-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.[1]
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых. Самостоятельный выбор профессиональной деятельности - это "второе рождение человека". Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Кроме этого, необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий. Появляются все новые и новые сферы деятельности, которые не существовали еще 10-15 лет назад (системный администратор, менеджер и т.д. и т.п.), в тоже время происходит исчезновение ряда профессий, которые долгое время считались традиционными. [2]
Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Т. Парсонс, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.
Вопросы профориентационной работы рассматривались также и отечественными учеными - К.М. Гуревичем, Л.И. Божовичем, В.А. Янчуком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, С.Н. Чистяковой и др. [3]
Экспериментальное исследование проводилось на базе НСОШ пгт. Новогуровский. В исследовании приняли участие ученики 9 класса. 15 человек в возрасте 14 – 16 лет.
Для изучения профиля обучения нами были использованы следующие психодиагностические методики:
- «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова-
Оценка предпочитаемых профессиональных областей.
- «Карта интересов А. Е. Голомштока - Филлимонова» - Изучение интересов и склонностей подростков к различным сферам деятельности.
- Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко.- Профессиональная ориентация личности
4.«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) - Выявление ведущих типов выбора профессии
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:
- В ходе диагностики было выявлено что большинство подростков проявляют больший интерес к профессиям типа “человек - человек” (4человек из 15), профессиям типа “человек - техника”- 4, ”человек – художественный образ”- отдали предпочтение 2 человек, ”человек - знак”-2 и “человек – природа” – по 3 человек.
- Для изучения познавательных интересов учащихся была использована методика “Карта интересов”, разработанная А.Е. Голомштоком.
Результаты проведенной методики “Карта интересов” показали, что наибольшей популярностью пользуются следующие области знаний: механика и конструирование, литература и искусство, спорт и военное дело .
- Для определения профессиональной ориентации личности была использована следующая методика: Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко. [5]
По результатам проведения методики можно сделать вывод о том, что у 4 человек (14,29%) присутствует четкая выраженность на определенный профессиональный тип, у 6 испытуемых (46,43%) не четкая выраженность профессионального типа личности, что означает наличие неопределенного профессионального типа и у 5 человек (39,28%).
- Для изучения мотивации выбора профессионального пути у старшеклассников была использована методика «Мотивы выбора профессии» (Овчарова).
В ходе проведения диагностической программы было выявлено что 6 (27%) испытуемых будут руководствоваться при выборе профессии внутренними индивидуально значимыми мотивами, 3 (13%) испытуемых – внутренними социально значимыми мотивами, 2 (20%) - внешними положительными, 4 (40%) - внешними отрицательными мотивами.
На основе полученных данных была разработана программа психологического сопровождения подростков в условиях выбора профиля обучения. [4]
Цели программы:
- знакомство с содержанием профессии;
- развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;
- достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;
- развитие потребности в реализации интересов в деятельности;
- возникновение удовлетворенности профессиональной деятельностью.[5]
Характеристика программы психологического сопровождения подростков
№ п\п |
Название занятия |
Цели занятия |
Содержание занятия |
1 |
Установление контакта |
Знакомство участников группы, обсуждение целей и задач тренинга. Установление доверительной атмосферы. |
1.Знакомство «Снежный ком»; 2.Обсуждение «Цель моего прихода в эту группу?»; 3.Упражнение «Правила группы»; 4.Упражнение «Улыбка»; 5.Упражнение «Контакт»; 6. Рефлексия |
2 |
Учимся общаться |
Диагностика развития и совершенствование коммуникативных навыков. |
1.Упражнение «Кулак, палец, ладонь»; 2.Упражнение «Я дарю тебе…»; 3. Беседа «21 способ получить свое»; 4. Упражнение «Завершение предложения»; 5. Рефлексия |
3 |
Общение в жизни человека |
Закрепление коммуникативных навыков
|
1.Упражнение «Приветствие по цепочке»; 2.Упражнение «Близнец издалека»; 3. Упражнение «Карусель»; 4. Упражнение «Невидимый подарок»; 5. Упражнение «Комплименты»; 6. Рефлексия |
4 |
Разнообразие мира профессий
|
Развитие представлений о мире профессий
|
1.Разминка: «Профессия»; 2.Упражнение «Отгадай профессию»; 3. Упражнение «Профессия на букву»; 4. Игра «Классифицируйте профессии по типам»; 5. Упражнение «Яркие впечатления»; 6. Рефлексия |