Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF SELECTING THE PROFILE OF TRAINING

Dvornikova A.S. 1
1 Tula Leo Tolstoy State Pedagogical University
In our time, the choice of profession is the most urgent. The future chosen by the teenager depends on his future, which is not unimportant. Profile orientation is a specially organized activity aimed at providing teenagers with psychological and pedagogical support in designing options for continuing education in specialized and non-core institutions of professional education. The presence of education no longer automatically provides a professional career. According to education authorities, a significant proportion of school leavers do not have formed plans for professional self-determination and do not make a conscious choice of profession. Professional orientation should be considered not only as an aid in the adolescent's decision to choose the direction and place of his further education. And also it presupposes work to improve the adolescent's readiness for social, professional and cultural self-determination as a whole.
adolescent
professional orientation
self-determination

Актуальность проблем, связанных с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности подростка очевидны. Подростковый возраст – это период, который является решающим в будущем профессиональном самоопределении, и как следствием – успехом дальнейшей социализации

Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.

Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.

Молодые люди, после окончания 9 или11 класса, а иногда и раньше, принимает решение о выборе профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 14-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.[1]

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых. Самостоятельный выбор профессиональной деятельности - это "второе рождение человека". Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Кроме этого, необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий. Появляются все новые и новые сферы деятельности, которые не существовали еще 10-15 лет назад (системный администратор, менеджер и т.д. и т.п.), в тоже время происходит исчезновение ряда профессий, которые долгое время считались традиционными. [2]

Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Т. Парсонс, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

Вопросы профориентационной работы рассматривались также и отечественными учеными - К.М. Гуревичем, Л.И. Божовичем, В.А. Янчуком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, С.Н. Чистяковой и др. [3]

Экспериментальное исследование проводилось на базе НСОШ пгт. Новогуровский. В исследовании приняли участие ученики 9 класса. 15 человек в возрасте 14 – 16 лет.

Для изучения профиля обучения нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова-

Оценка предпочитаемых профессиональных областей.

  1. «Карта интересов А. Е. Голомштока - Филлимонова» - Изучение интересов и склонностей подростков к различным сферам деятельности.
  2. Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко.- Профессиональная ориентация личности

4.«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) - Выявление ведущих типов выбора профессии

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

  1. В ходе диагностики было выявлено что большинство подростков проявляют больший интерес к профессиям типа “человек - человек” (4человек из 15), профессиям типа “человек - техника”- 4, ”человек – художественный образ”- отдали предпочтение 2 человек, ”человек - знак”-2 и “человек – природа” – по 3 человек.
  2. Для изучения познавательных интересов учащихся была использована методика “Карта интересов”, разработанная А.Е. Голомштоком.

Результаты проведенной методики “Карта интересов” показали, что наибольшей популярностью пользуются следующие области знаний: механика и конструирование, литература и искусство, спорт и военное дело .

  1. Для определения профессиональной ориентации личности была использована следующая методика: Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко. [5]

По результатам проведения методики можно сделать вывод о том, что у 4 человек (14,29%) присутствует четкая выраженность на определенный профессиональный тип, у 6 испытуемых (46,43%) не четкая выраженность профессионального типа личности, что означает наличие неопределенного профессионального типа и у 5 человек (39,28%).

  1. Для изучения мотивации выбора профессионального пути у старшеклассников была использована методика «Мотивы выбора профессии» (Овчарова).

В ходе проведения диагностической программы было выявлено что 6 (27%) испытуемых будут руководствоваться при выборе профессии внутренними индивидуально значимыми мотивами, 3 (13%) испытуемых – внутренними социально значимыми мотивами, 2 (20%) - внешними положительными, 4 (40%) - внешними отрицательными мотивами.

На основе полученных данных была разработана программа психологического сопровождения подростков в условиях выбора профиля обучения. [4]

Цели программы:

- знакомство с содержанием профессии;

- развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;

- достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;

- развитие потребности в реализации интересов в деятельности;

- возникновение удовлетворенности профессиональной деятельностью.[5]

Характеристика программы психологического сопровождения подростков

№ п\п

Изучаемые свойства

Описание диагностических приемов, применяемых для выявления состояния изучаемого свойства

Описание развивающей программы

1

Интересы и склонности старшеклассников.

«Карта интересов А. Е. Голомштока – Филимоновой».

Упражнение «Профессии, которые мне интересны»;

Упражнение «Самое интересное на свете, это…»

2

Профессиональная направленность предпочтений различных видов деятельности.

«Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова.

Упражнение «Профессии, которые мне интересны»;

Упражнение «Самое интересное на свете, это…»

 

3

Мотивация личности

«Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчарова

Упражнение «Лучший мотив»; Упражнение «Включение позитивной мотивации»

4

Профессиональная ориентация личности

«Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко.

Упражнение «Профессия на букву»;

Упражнение «Классифиция профессии по типам».

 

№ п\п

Название занятия

Цели занятия

Содержание занятия

1

Установление контакта

Знакомство участников группы, обсуждение целей и задач тренинга. Установление доверительной атмосферы.

1.Знакомство «Снежный ком»;

2.Обсуждение «Цель моего прихода в эту группу?»;

3.Упражнение «Правила группы»;

4.Упражнение «Улыбка»;

5.Упражнение «Контакт»;

6. Рефлексия

2

Учимся общаться

Диагностика развития и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Упражнение «Кулак, палец, ладонь»;

2.Упражнение «Я дарю тебе…»;

3. Беседа «21 способ получить свое»;

4. Упражнение «Завершение предложения»;

5. Рефлексия

3

Общение в жизни человека

Закрепление коммуникативных навыков

 

1.Упражнение «Приветствие по цепочке»;

2.Упражнение «Близнец издалека»;

3. Упражнение «Карусель»;

4. Упражнение «Невидимый подарок»;

5. Упражнение «Комплименты»;

6. Рефлексия

4

Разнообразие мира профессий

 

Развитие представлений о мире профессий

 

1.Разминка: «Профессия»;

2.Упражнение «Отгадай профессию»;

3. Упражнение «Профессия на букву»;

4. Игра «Классифицируйте профессии по типам»;

5. Упражнение «Яркие впечатления»;

6. Рефлексия