Введение
Ограничение двигательной активности, возникающее при обучении студентов в высшем учебном заведении, негативно сказывается на их функциональной и физической подготовке. Физическое воспитание студентов в высшем учебном заведении имеет некоторые недочеты и противоречия между уровнем социальных требований к эффективности физического воспитания, с одной стороны, и средствами, методами и формами, которые используются в высшем учебном заведении – с другой. Различные системы физических упражнений, при всех их достоинствах, имеют один общий недостаток: узкую направленность на функциональные системы организма [1].
С началом обучения в высшем учебном заведении уровень оптимальной двигательной активности заметно снижается, тем не менее, оставаясь столь же важной биологической потребностью, как потребность в пище и сне [2]. Недостаточная физическая активность, способствующая снижению работоспособности, была выявлена у трети студентов, 39 % которых вообще не занимались физической культурой [3].
Одними из наиболее важных показателей физической работоспособности человека являются параметры гемодинамики. Функциональные пробы позволяют проконтролировать изменения гемодинамических показателей, по которым можно судить об интенсивности нагрузки, а также отклонения данных показателей от нормы (если таковые имеются), установить тип реакции организма на физическую нагрузку, время, необходимое для восстановления организма, и определить состояние сердечно-сосудистой системы [4].
Реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные нагрузки можно разделить на три основных типа:
1. адекватный – с умеренным учащением не более 50% к исходному уровню, увеличением систолического АД до 30% при незначительных колебаниях диастолического АД и восстановлением в течении 3-5 мин;
2. неадекватный – с чрезмерным увеличением показателей пульса и АД, задержкой восстановления более 5 мин;
3. парадоксальный – тип реакции, не соответствующий энергетическим потребностям с колебаниями показателей менее 10% к исходному уровню [1].
Цель исследования – определить функциональные особенности организмов студентов, подверженных учебным нагрузкам.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе Казахского Национального Медицинского Университета имени С.Д.Асфендиярова среди 76 студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Измерение АД проводилось по методу Короткова, также у испытуемых была определена длительность сердечного цикла по пульсу. Определение АД и пульса проводилось одновременно, измерения проводились несколько раз, пока не были получены две близкие показатели АД и пульса. Испытуемым предлагали встать, затем быстро измеряли давления несколько раз подряд. Одновременно каждые 15 сек записывали данные частоты пульса. Измерение проводилось до тех пор, пока показания не вернулись к исходным величинам (до полного восстановления). Аналогичное наблюдение проводилось после физической нагрузки (20 приседаний).
Для оценки тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки использовались такие показатели, как коэффициент выносливости (КВ), показатель качества реакции (ПКР) и показатель двойного произведения (ПДП). Коэффициент выносливости определили по формуле: КВ=ЧССx10/ПД.
Увеличение КВ, связанное с уменьшением пульсового давления (ПД), является показателем детренированности сердечно-сосудистой системы. В норме коэффициент выносливости равен 16 единицам. Увеличение КВ свидетельствует об ослаблении сердечной деятельности, о слабости миокарда, а уменьшение – об утомлении миокарда.
ПДП оценивает состояние сердечно-сосудистой системы в период относительного покоя по формуле:
Оценка:
· 111 и выше – очень плохое;
· 95-110 – плохое;
· 85-94 – среднее;
· 70-84 – выше среднего;
· 69 и ниже – отличное.
ПКР оценивает качество реакции сердечно-сосудистой системы на любую нагрузку, по формуле:
ПД2 и ПД1 – пульсовое давление в покое и сразу после нагрузки;
П2 и П1 – пульс в покое и сразу после нагрузки.
Оценка: 0,5-1,0 – хорошее функциональное состояние сердечно-сосудистой системы; отклонение в ту или иную сторону расценивается как признак плохого функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты показали, что у большинства испытуемых наблюдались нормальные физические данные, т.е. результат оценки тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки был выше среднего. По результатам ПКР было выявлено, что из 35 студентов разных возрастов у 17 студентов наблюдались нормальные, у 12 - пониженные, а у 6 – повышенные показатели. Оказалось, что ПДП у 4 студентов отличный, у 3 – средний, у 4 – плохой, а у 24 студентов выше среднего.
Диаграмма 1. Коэффициент выносливости до нагрузки.
.
Диаграмма 2. Коэффициент выносливости после нагрузки.
Диаграмма 3. Показатель двойного произведения в процентах после нагрузки.
.
Диаграмма 4. Показатель качества реакции в процентах после нагрузки.
Выводы
1.По результатам исследований, у подавляющего числа студентов нагрузка соответствовала функциональным особенностям организма, установлены характерные для большинства нормальные физические данные.
2. В зоне риска по сниженной переносимости нагрузки может находиться меньший процент студентов, что тем не менее требует большего внимания со стороны преподавателя, в том числе визуального контроля признаков утомления, а также со стороны самих студентов.
3. Выявленные данные могут быть полезны преподавателям кафедр физического воспитания и спорта, проводящим занятия со студентами с отклонениями в состоянии здоровья.
Общее функциональное состояние ССС всех испытуемых находится на достаточно высоком уровне, на выполнения работы были здоровы и не находились в состоянии утомления. Таким образом, следует подчеркнуть наличие у них такого качества, как выносливость, - способность организма совершать работу заданной мощности длительное время.
Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют предположить, что внедрение в процесс физического воспитания индивидуальных дополнительных средств физической культуры могут значительно повысить уровень физической подготовки студентов и их функциональные возможности, улучшить антропометрические показатели.