В последнее время в России заметно увеличился рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением в младшем школьном возрасте.
Большую озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности.
Однако, и дети младшего школьного возраста из вполне благополучных семей подвержены серьезным проблемам в поведенческом аспекте. Влияние друзей, природная жестокость, повальная увлеченность современными гаджетами, уход от реального общения, неприятие взрослых, все эти факторы можно назвать девиантным поведением.
Причины такого положения вещей кроются зачастую в существенном снижении воспитательной роли школы и семьи. Часть школьников необоснованно отчисляется из образовательных учреждений. Низкий уровень дисциплины позволяет учащимся формально в них числиться, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством; неэффективен контроль за соблюдением обязательных сроков обучения.
Проблема предупреждения и преодоления отклонений в поведении детей привлекала внимание классиков педагогики Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. В современной психологической и педагогической литературе этой проблеме посвящены труды М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, Н.Н. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Л.Ю. Зюбина, И.А. Невского, Ф.Г. Ильина, В.Т. Кондратенко, А.И. Кочетова, А.Е. Личко, Л.И. Маленковой, Г.П. Медведева, Г.М. Миньковского, Л.И. Островского, И.В. Павлова, М. Раттер, Л.Ю. Сироткина, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и т.д.
Исследования, посвященные изучению трудновоспитуемости младших школьников, проведены С.Д. Арзуманяном, О.С. Богдановой, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, А.А. Рояк, Е.А. Сарафьян, И.П. Трушиной и др.
Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемой подростковой девиантности и ее профилактики можно назвать таких ученых, как: М. Вебер, Р. Джонсон, Э. Дюргейм, Г. Кэплан, Р. Мертон, В. Франкл. Из более поздних -А. Бандура, Б. П. Буунк, В. Вичев, Р. Линтон, В. Момов, Р. Торрис, С. В. Проданов, Р. Уолтере, М. Шериф, Т. Шибутини и другие.
Однако, существует значительное противоречие между стоящей перед начальной школой задачей по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников и недостаточной разработанностью научно- обоснованных условий ее решения.
Анализ данных социологических исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятном положении детей и подростков в стране, о росте детской преступности и девиаций поведения среди детей. Особую тревогу вызывает проникновение этих негативных явлений в среду младших школьников, что отрицательно сказывается на процессах их адаптации и социализации. В связи с этим возрастает роль профилактической деятельности учителя начальных классов, который, являясь референтным лицом для школьника и его родителей, может оказывать существенную помощь семье и самому ребенку. Учитель осуществляет личностно детерминированную деятельность, направленную на педагогизацию социокультурной среды и регулирование социальных отношений, что определяет высокие требования к системе деятельности современного учителя.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы [1, 2, 3,4, 5, 6].
- Под девиантным поведением подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным в данном обществе нормам.
- Девиантное поведение младших школьников предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
- Профилактика девиантного поведения учащихся младших классов представляет собой реализацию двух профилактических направлений: общей профилактики девиантного поведения на основе воспитания для здоровья и специальной профилактики конкретных видов девиантного поведения, наиболее распространенных в среде учащихся в конкретный период времени; на сегодняшний день в российском обществе - это агрессивное поведение и проявление насилия, зависимое поведение учащихся.
Наиболее эффективной формой профилактической работы с девиантным поведением младших школьников является организация совместной деятельности учащихся, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и родителей.
Исследование по изучению девиантного поведения детей младшего школьного возраста проходило на базе ЦО №27 г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 4 класса. Из них 9 мальчиков, 11 девочек. Средний возраст испытуемых 10 лет.
Для диагностики девиантного поведения младших школьников были использованы следующие методики:
- Опросник Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (А.А. Романов).
- Опрос-беседа «Знание норм поведения».
- Методика «Паровозик» С.В. Велиевой.
- Методика «Кактус» М.А. Панфиловой.
- Тест определения степени компьютерной зависимости (С.А. Кулаков).
Анализ результатов проведенного исследования позволил нам сделать следующие выводы:
- согласно результатам по опроснику А.А. Романов, направленного на выявление уровня агрессии, среди испытуемых превалируют с высоким уровнем агрессии, их процент составляет 70%, у остальных 30 % уровень агрессивности средний;
- согласно методике опрос-беседа «Знание норм поведения», направленной на выявление уровня знаний об установленных нормах поведения в сравнении с девиантным поведением у большинства детей младшего школьного возраста прослеживается низкий уровень знания норм поведения (60 %), у остальных испытуемых - (40 %) уровень знаний норм поведения средний;
- из результатов, полученных с помощью методики «Паровозик», с помощью которой осуществлялось выявление позитивного и негативного состояния ребенка видно, что у подавляющего большинства испытуемых (80 %) преобладает негативное психическое состояние высокой степени;
- методика «Кактус», нацеленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия тревожности, ее направленности и интенсивности показала, что у большинства детей (70 %) уровень тревожности по данной методике – высокий.
- согласно результатам теста определения степени компьютерной зависимости у подавляющего большинства детей (90%) высокий уровень компьютерной зависимости.
Таким образом, из диагностической работы видно, что дети младшего школьного возраста имеют разнообразные признаки девиантного (отклоняющегося) поведения, что выражается:
- в повышении агрессии, ведущей к всплескам ненависти, вражде между детьми и взрослыми;
- в незнании элементарных норм поведения в обществе;
- в негативном психическом состоянии, что может приводить к замкнутости ребенка, потери доверия с его стороны и т.д.;
- в повышенной тревожности;
- в высоком уровне компьютерной зависимости, что ведет к "отрыву" от реальности, нарушению психики.
Для профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста была разработана программа из нескольких занятий.
Цель данной программы состоит в оказании практической помощи детям в борьбе с признаками девиантного поведения: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов младшего школьника со сверстниками, развитие приоритета живого общения (без компьютера).
Задачи программы:
- снижение уровня агрессивности;
- формирование знаний о нормах поведения;
- улучшение психологического состояния детей;
- снижение тревожности;
- понижение уровня компьютерной зависимости.
Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для младших школьников.
В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались: коммуникативные игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение «трудных ситуаций», ритмические и интонационные игры со словом, музицирование, импровизации, танцы, хороводы, психогимнастические упражнения, психологические этюды, ауторелаксация, чтение и обсуждение художественных произведений; обыгрывание эмоционального состояния; подвижные игры.
В таблице 1 представлена программа по профилактике девиантного поведения младших школьников.
Таблица 1
Программа по профилактике девиантного поведения младших школьников
№ п/п |
Тема занятия |
Цель |
Содержание |
1 |
«Знакомство» |
Снятие агрессивности |
Вступительная беседа Упражнение "Тренируем эмоции" Упражнение "Танец пяти движений" Упражнение "Лес" Упражнение "Конкурс Лентяев" |
2 |
«Цветные карандаши»
|
Развитие принятия норм поведения в группе |
Упражнение "Волшебный сон" Этюд "Цветы на поляне" Игра "Клубочек" Игра "Колокольчик" |
3 |
«Борьба со Злыдней»
|
Снятие агрессивности, тревожности |
Упражнение "Клубочек" Упражнение"Превращение" Упражнение "Клеевой дождь" Упражнение "Поводырь" Упражнение "Прочитай стихотворение" Упражнение "Найди ключ" Упражнение"Собери семена" Упражнение"Не пролей воду" Упражнение "Космический полет" |
4 |
«Кто нас лечит?»
|
Формирование позитивного эмоционального состояния |
Дидактическая игра "Кто нас лечит?" |
5 |
«К котятам в гости»
|
Формирование позитивного эмоционального состояния |
Коммуникативная игра "Два кота" Потешка "У кота воркота" Игра "Котята" |
6 |
«Думаем без компьютера»
|
Преодоление компьютерной зависимости |
Упражнение "Мои школьный трудности Упражнение "Сказка" Упражнение "Иностранец в школе" Упражнение "Насос и мяч"
|
7 |
«Взаимовыручка» |
Формирование навыков нормального общения |
Упражнение "Помоги Серёже" Упражнение "Что лежит в портфеле" Упражнение "Школа для животных" Упражнение "Встаньте те кто..." |
8 |
«Прощание»
|
Снятие агрессии. Закрепление приобретенных навыков |
Упражнение "Мультфильм" Упражнение "За что меня любит учитель" Упражнение "Ладошки" Упражнение "Урок и перемена" |
Как мы отмечали выше, достаточно большая роль в профилактике девиантного поведения младших школьников отводится учителю. Данное положение дел вполне объяснимо спецификой возраста и социальной ситуацией развития. Наиболее эффективной в настоящее время признана личностно ориентированная модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, структура которой определяется взаимосвязанными и взаимообусловленными блоками: целевым, включающим цели и задачи, содержательно — процессуальным, отражающим содержание и технологию этой деятельности, и оценочно - результативным, с выявленными критериями и уровнями, ориентированными на конечный результат - формирование социально направленной адаптивной личности младшего школьника.
Деятельность учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников включает в себя:
- деятельность по повышению уровня социокультурной адаптации индивида, группы посредством личностного развития;
- деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, культурной, психологической), которая включает в себя работу с детьми девиантного поведения и маргинальными группами;
- деятельность по социокультурной реабилитации и реадаптации, касающаяся тех категории детей, которые имеют отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии;
- посредническую деятельность во взаимоотношениях индивида или группы со средой, продиктованная интересами их социально-культурного становления и развития.
Рекомендации педагогам по работе с младшими школьниками с девиантным поведением:
- формировать и укреплять нравственные нормы поведения;
- формировать понятия о нравственных качествах, нравственных ориентациях;
- повышать уровень воспитанности учащихся во внешне поведенческом аспекте;
- уметь регулировать эмоциональное состояние и контролировать поведение детей;
- повышать социализированность;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- создавать условия воспитания самоуважения младших школьников; создавать ситуации успеха младшим школьникам с отклоняющимся поведением, как средством его педагогической поддержки.