Гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности является одним из принципов государственной политики в сфере образования [9], а основные тенденции российской педагогики направлены на гуманизацию, развитие творческого потенциала.
Модернизация российского образования требует усиленного внимания к воспитанию будущего выпускника высшего образовательного учреждения. Эффективность воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью университета в формировании нового поколения молодых специалистов здравоохранения, с учетом их жизненных целей и задач в современных условиях развития государства и общества, при этом воспитательный процесс рассматривается как формирование личности, как при помощи внешних воздействий, так и путем самовоспитания. Осуществление воспитательной работы направлено на объединение образования и воспитания, как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. Это создает устойчивую систему базовых ценностей у обучающихся (в том числе и профессиональных), интегративный характер познания мира и развитие личностных качеств [3].
Приоритетными направлениями воспитательной деятельности в ТГМУ являются:
- Гражданское и патриотическое воспитание;
- Нравственно – эстетическое воспитание;
- Развитие студенческого самоуправления;
- Профилактическая работа, формирование ЗОЖ;
- Информационное обеспечение студентов;
- Работа по адаптации первокурсников.
Процесс саморазвития, самоактуализации (СА) трактуется как реализация собственных усилий человека, возможностей развития [6]. Самореализация обозначает процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы [8].
А. Маслоу определяет СА как «стремление к самоосуществлению», называя ее центральным ядром формирования личности, и выделяет характеристики, присущие самоактуализирующейся личности [5, 10]:
- Адекватное восприятие действительности;
- Самоприятие;
- Спонтанность, естественность;
- Деловая направленность;
- Независимость и устойчивость;
- Новизна восприятия;
- Демократичность;
- Устойчивость моральных ценностей;
- Креативность.
Е.А. Лопатин уточнил показатели самоактуализирующейся личности 17-19 летних юношей и девушек [4]:
- Креативность;
- Социально-психологическая адаптивность;
- Высокий уровень рефлексии (кооперативной, коммуникативной);
- Готовность к саморазвитию;
Помимо возрастных факторов, на СА студентов младших курсов воздействует и социальный фактор, а именно, воспитательно-образовательный процесс в вузе. Новая социальная среда вуза, по мнению российских исследователей [7], предъявляет качественно иные требования к уровню СА и формирует готовность к саморазвитию: умения выстраивать кооперативные и коммуникативные взаимоотношения, профессиональный рост, развитую саморегуляцию и т.д.
В целях повышения эффективности воспитательной деятельности и уровня психолого-педагогической культуры участников воспитательно-образовательного процесса была проведена диагностика обучающихся первого курса ТГМУ (13 человек). Исследование основано на ситуационно-личностном подходе по методике Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз («Самоактуализационный тест» (САТ), состоящий из 126 пунктов) в брошюрном варианте и определяет характерологические особенности личностного и группового потенциала будущих специалистов [1, 2]. Также был проведен анализ промежуточной и текущей аттестации, собраны данные об увлечениях обучающихся. Результаты обрабатывались путем подсчета «сырых» баллов по ключам к методике. Ответ, совпадающий с ключом, оценивался в один балл, после чего производился подсчет Т-баллов по шкалам у каждого обучающегося и средние значения по группе в целом.
Было продиагностировано, что наибольшей компетентностью обучающиеся обладают по шкалам «Самоуважения» (61), «Ценностных ориентаций» (57), «Представления о природе человека» (56), что в целом свидетельствует об уже актуальных умениях ценить свои способности, гармоничности и склонности воспринимать природу человека как положительную.
При этом адаптационное формирование компетентности к новой институциональной среде необходимо по шкалам «Компетентности во времени» (43), «Самопринятия» (44), «Контактности» (44) и характеризует лишь потенциальные способности студентов в целеполагании, социальной адаптации, коммуникации.
Исследование показало, что на данном этапе профессионального становления некотрая часть первокурсников испытывает адаптивные трудности в следующих областях личностного развития:
- 38% необходима гармонизация психологического восприятия нового временного жизненного отрезка, интериоризация локуса контроля и мотивации;
- 30% требуется развитие способности к самоэффективности;
- у 38% опрошенных коммуникативные способности еще находятся на стадии формирования.
Вместе с тем, групповые значения шкал «Поддержки» (49), «Сензитивности к себе» (50), «Спонтанности» (50), «Синергии» (54), «Принятия агрессии» (48), «Познавательных потребностей» (53), «Креативности» (46) свидетельствуют о развитых ценностных, саморегуляционных, познавательных и творческих способностях.
Воспитательный компонент профессиональной подготовки направлен в первую очередь на развитие адаптивности во времени: ознакомление с правилами внутреннего распорядка, информирование о структуре, плане мероприятий департамента молодежной политики ТГМУ, мероприятия по «Формированию информационной культуры в процессе подготовки будущих специалистов в области здравоохранения», информационные часы о психологическом сопровождении учебного процесса в центре «Ассимптота». Все это способствует постановке реальных целей и планов, осознанию значимости своих поступков в настоящем, прошлом и будущем, гармонизирует локус контроля и развивает внутреннюю мотивацию.
Самоэффективность и самоидентичность необходимо актуализировать в ходе ежегодных мероприятий по направлениям развития личности («Медицина – наставница жизни», «Истоки латинского языка», «Посвящение в студенты», «Здравствуй, Педиатрия», «Merry Christmas», «Татьянин день – праздник российского студенчества», научно-практические конференции, «Моя малая Родина», посещение спектаклей, «Талант – шоу», «Веселые старты»). Это повышает успешность обучающихся с проблемами самовосприятия. При этом интегративность воспитательного воздействия опирается на уже сформированную компетенцию по шкале «Природа человека» (у 100% опрошенных уровень нормативный и выше).
Актуализация самопринятия, в свою очередь, приводит к развитию коммуникативной компетенции, которая является приоритетной в профессии будущего врача. Способности к коллективному взаимодействию, креативности, эмпатии, лидерству, открытость и настойчивость в достижении целей направлены на устранение дисгармоничности в сфере коммуникативных умений (пониженный групповой балл по «Шкале контактности»). Они реализуются в системе формирования социальной активности, патриотического сознания, умений и навыков студенческого самоуправления, гражданской позиции, нетерпимости к проявлению экстремизма (митинг-концерт «Мы - едины», программы студенческого совета самоуправления, цикл лекций по профилактике экстремизма.)
Таким образом, система внеучебной деятельности в вузе на основе приоритетных направлений развития личности обеспечивает реализацию собственных личностных потенциалов и развивает профессионально значимые компетенции будущих специалистов.