Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

UPBRINGING IN THE MEDICAL UNIVERSITY: SELF-ACTUALIZATION STUDY

Ohgorodnikova E.Y. 1 Zarechneva V.I. 1 Kudron Y.V. 1 Sachkova D.A. 1 Slobodyanik D.A. 1
1 FSBEI HE Pacific State Medical University
The present article focuses on the peculiarities of upbringing in the sphere of higher medical education. Nowadays the priority area of the Russian education is educational and upbringing humanization. Integrity of medical education and self-development is aimed to form a new generation of competitive medical specialists. Student personality shaping is drastically effected both by the processes of upbringing and self-actualization. New social environment claims a new level of self-development. To enhance educational effectivity, first-year student potential characteristics have been diagnosed based on the personal-contingency approach. This enable to determine as actualized competencies, as those requiring personal and group adaptation. These observations permit to harmonize the upbringing components of the professional training with the students’ personal traits.
higher education
educational efficiency
self-actualization
extra-curricular activities

Гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности является одним из принципов государственной политики в сфере образования [9], а основные тенденции российской педагогики направлены на гуманизацию, развитие творческого потенциала.

Модернизация российского образования требует усиленного внимания к воспитанию будущего выпускника высшего образовательного учреждения. Эффективность воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью университета в формировании нового поколения молодых специалистов здравоохранения, с учетом их жизненных целей и задач в современных условиях развития государства и общества, при этом воспитательный процесс рассматривается как формирование личности, как при помощи внешних воздействий, так и путем самовоспитания. Осуществление воспитательной работы направлено на объединение образования и воспитания, как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. Это создает устойчивую систему базовых ценностей у обучающихся (в том числе и профессиональных), интегративный характер познания мира и развитие личностных качеств [3].

Приоритетными направлениями воспитательной деятельности в ТГМУ являются:

  • Гражданское и патриотическое воспитание;
  • Нравственно – эстетическое воспитание;
  • Развитие студенческого самоуправления;
  • Профилактическая работа, формирование ЗОЖ;
  • Информационное обеспечение студентов;
  • Работа по адаптации первокурсников.

Процесс саморазвития, самоактуализации (СА) трактуется как реализация собственных усилий человека, возможностей развития [6]. Самореализация обозначает процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы [8].

А. Маслоу определяет СА как «стремление к самоосуществлению», называя ее центральным ядром формирования личности, и выделяет характеристики, присущие самоактуализирующейся личности [5, 10]:

  • Адекватное восприятие действительности;
  • Самоприятие;
  • Спонтанность, естественность;
  • Деловая направленность;
  • Независимость и устойчивость;
  • Новизна восприятия;
  • Демократичность;
  • Устойчивость моральных ценностей;
  • Креативность.

Е.А. Лопатин уточнил показатели самоактуализирующейся личности 17-19 летних юношей и девушек [4]:

  • Креативность;
  • Социально-психологическая адаптивность;
  • Высокий уровень рефлексии (кооперативной, коммуникативной);
  • Готовность к саморазвитию;

Помимо возрастных факторов, на СА студентов младших курсов воздействует и социальный фактор, а именно, воспитательно-образовательный процесс в вузе. Новая социальная среда вуза, по мнению российских исследователей [7], предъявляет качественно иные требования к уровню СА и формирует готовность к саморазвитию: умения выстраивать кооперативные и коммуникативные взаимоотношения, профессиональный рост, развитую саморегуляцию и т.д.

В целях повышения эффективности воспитательной деятельности и уровня психолого-педагогической культуры участников воспитательно-образовательного процесса была проведена диагностика обучающихся первого курса ТГМУ (13 человек). Исследование основано на ситуационно-личностном подходе по методике Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз («Самоактуализационный тест» (САТ), состоящий из 126 пунктов) в брошюрном варианте и определяет характерологические особенности личностного и группового потенциала будущих специалистов [1, 2]. Также был проведен анализ промежуточной и текущей аттестации, собраны данные об увлечениях обучающихся. Результаты обрабатывались путем подсчета «сырых» баллов по ключам к методике. Ответ, совпадающий с ключом, оценивался в один балл, после чего производился подсчет Т-баллов по шкалам у каждого обучающегося и средние значения по группе в целом.

Было продиагностировано, что наибольшей компетентностью обучающиеся обладают по шкалам «Самоуважения» (61), «Ценностных ориентаций» (57), «Представления о природе человека» (56), что в целом свидетельствует об уже актуальных умениях ценить свои способности, гармоничности и склонности воспринимать природу человека как положительную.

При этом адаптационное формирование компетентности к новой институциональной среде необходимо по шкалам «Компетентности во времени» (43), «Самопринятия» (44), «Контактности» (44) и характеризует лишь потенциальные способности студентов в целеполагании, социальной адаптации, коммуникации.

Исследование показало, что на данном этапе профессионального становления некотрая часть первокурсников испытывает адаптивные трудности в следующих областях личностного развития:

  • 38% необходима гармонизация психологического восприятия нового временного жизненного отрезка, интериоризация локуса контроля и мотивации;
  • 30% требуется развитие способности к самоэффективности;
  • у 38% опрошенных коммуникативные способности еще находятся на стадии формирования.

Вместе с тем, групповые значения шкал «Поддержки» (49), «Сензитивности к себе» (50), «Спонтанности» (50), «Синергии» (54), «Принятия агрессии» (48), «Познавательных потребностей» (53), «Креативности» (46) свидетельствуют о развитых ценностных, саморегуляционных, познавательных и творческих способностях.

Воспитательный компонент профессиональной подготовки направлен в первую очередь на развитие адаптивности во времени: ознакомление с правилами внутреннего распорядка, информирование о структуре, плане мероприятий департамента молодежной политики ТГМУ, мероприятия по «Формированию информационной культуры в процессе подготовки будущих специалистов в области здравоохранения», информационные часы о психологическом сопровождении учебного процесса в центре «Ассимптота». Все это способствует постановке реальных целей и планов, осознанию значимости своих поступков в настоящем, прошлом и будущем, гармонизирует локус контроля и развивает внутреннюю мотивацию.

Самоэффективность и самоидентичность необходимо актуализировать в ходе ежегодных мероприятий по направлениям развития личности («Медицина – наставница жизни», «Истоки латинского языка», «Посвящение в студенты», «Здравствуй, Педиатрия», «Merry Christmas», «Татьянин день – праздник российского студенчества», научно-практические конференции, «Моя малая Родина», посещение спектаклей,  «Талант – шоу», «Веселые старты»). Это повышает успешность обучающихся с проблемами самовосприятия. При этом интегративность воспитательного воздействия опирается на уже сформированную компетенцию по шкале «Природа человека» (у   100% опрошенных уровень нормативный и выше).

Актуализация самопринятия, в свою очередь, приводит к развитию коммуникативной компетенции, которая является приоритетной в профессии будущего врача. Способности к коллективному взаимодействию, креативности, эмпатии, лидерству, открытость и настойчивость в достижении целей направлены на устранение дисгармоничности в сфере коммуникативных умений (пониженный групповой балл по «Шкале контактности»). Они реализуются в системе формирования социальной активности, патриотического сознания, умений и навыков студенческого самоуправления,  гражданской позиции, нетерпимости к проявлению экстремизма (митинг-концерт «Мы - едины», программы студенческого совета самоуправления, цикл лекций по профилактике экстремизма.)

Таким образом, система внеучебной деятельности в вузе на основе приоритетных направлений развития личности обеспечивает реализацию собственных личностных потенциалов и развивает профессионально значимые компетенции будущих специалистов.