Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT PRESCHOOLERS WITH A LOW LEVEL OF MOTIVATIONAL READINESS FOR SCHOOL

Tikhonova O.A. 1 Shalaginova K.S. 1
1 Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy
The article presents the experience of the organization of psychological support of preschool children not ready for school (low level of motivational readiness). A study of motivational readiness to school education as the formation of the child's readiness to accept a new social position – the situation of student having a range of rights and obligations, showed that motivational readiness for school, children have formed is not sufficient, which can then manifest itself in the occurrence of difficulties during the first year of schooling, and further generally cause a persistent unwillingness to learn. The children are not generated in the inner position of the student, is dominated by only gaming motives. The paper presents program, the purpose of which is to create conditions for the formation of school-readiness in children with motivational immaturity in the conditions of preschool educational institution.
motivational readiness
low-level psychological support preschoolers

Начало школьного обучения – очень важный момент в жизни каждого ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависит от психологической готовности к обучению.

Психологическая готовность к обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовности.

Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович и др.), является сформированность мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.

Мотивационная готовность – это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка в школе и правила поведения будут ему в тягость.

Исследованиями мотивационной готовности к началу школьного обучению занимались такие ученые, как Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, М.В. Матюхина, Н.А. Менчинская, В.Э. Мильман, А.К. Маркова, И. Лингарт, Э. Стоунс и другие.

С одной стороны большинство авторов подчеркивает, что мотивационная готовность является основой успешного школьного обучения.

С другой стороны – диагностика готовности детей к школе свидетельствует о недостаточном уровне развития у дошкольников мотивационной готовности. Все это обуславливает актуальность нашего исследования.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сопровождения дошкольников, имеющих низкий уровень мотивационной сферы готовности к школе, позволяет сформулировать следующие выводы [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]:

  1. Понятие «готовность к школе» является очень сложным и включает в себя: личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность. При сформированности всех этих трех компонентов готовности можно говорить о том, что ребенок готов к началу школьного обучения.
  2. Мотивационная готовность к школьному обучению подразумевает сформированность у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
  3. В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, выделяют шесть групп мотивов: социальные, учебно-познавательные, оценочные мотивы, позиционные мотивы, внешние по отношению к школе и учению мотивы, игровой мотив.
  4. В условиях детского сада целесообразно реализовывать такую систему психологического сопровождения дошкольников, имеющих низкий уровень мотивационной готовности, которая максимально задействует всех участников образовательного пространства: педагогов, родителей и старших дошкольников.

Приведенные выше теоретические положения мы попытаемся доказать экспериментально, используя специально разработанную диагностическую программу.

Цель диагностической программы – выявление уровня мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик: 1. Методика «Беседа о школе» (Т.А.Нежнова), Методика «Сказка» (Н.И. Гуткина), Методика «Выбери место» (модификация методики Л.Н. Прохоровой),   Методика исследования мотивации учения (модификация методики М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой), Методика «Светофор».

Экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста, проводилось на базе МБОУ «ЦО № 22» г. Тулы. В эксперименте приняли участие 18 воспитанников в возрасте 5,5 – 6,5 лет.

Анализируя результаты, проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:

  • у половины старших дошкольников (55,6%) внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования, об этом свидетельствует преимущественный интерес испытуемых к внешней атрибутике школьной жизни (новые школьные принадлежности, перемены, внешний вид школы и др.);
  • внутренняя позиция школьника является достаточно сформированной у трети воспитанников (33,3%). У данной группы испытуемых выявлена школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе;
  • оставшиеся 11,1% старших дошкольников в ходе выполнения задания набрали минимальное количество баллов, что свидетельствует об отсутствии у детей интереса к школе и несформированности позиции школьника.
  • у большинства испытуемых (61,1%) выявлено преобладание выраженного познавательного мотива, поскольку данная группа дошкольников отдала предпочтение продолжению сказке, а не игре;
  • к сожалению, у оставшихся воспитанников (38,9%) доминирует игровой мотив – интерес к процессу игры и слабая познавательная потребность.
  • по 22,2% испытуемых экспериментальной выборки продемонстрировали преобладание мотива общения, познавательного и игрового мотивов. Доминирование мотива общения свидетельствует о стремлении воспитанников к общению со взрослыми и сверстниками, что связано с потребностью во впечатлениях, в активной деятельности и в потребности в признании и поддержке. Преобладание познавательного мотива свидетельствует о стремлении дошкольников к познанию, к овладению навыками и умениями. Доминирование игрового мотива – интереса к процессу игры – к сожалению, отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и на формирование учебной деятельности;
  • преобладание мотива самоутверждения, лидерства было выявлено у 11,1% испытуемых. Она побуждают детей к различным действиям, дошкольники любят сравнивать свои успехи с другими, не прочь прихвастнуть, остро переживают свои неудачи, часто поражают окружающих своими вопросами, пытливостью, любознательностью;
  • мотив извлечения личной пользы был диагностирован у 11,1% старших дошкольников;
  • у оставшихся испытуемых выявлено доминирование мотива оказания помощи (5,6%) и созидательного мотива (5,6%), которые относятся к группе широких социальных мотивов.
  • у четверти выборки (27,8%) выявлено преобладание учебного мотива, что свидетельствует об ориентации дошкольников на овладение новыми знаниями, учебными навыками и умениями, стремлению к самообразованию;
  • доминирование внешнего мотива учебной деятельности было диагностировано у 22,2% воспитанников. Данные мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родителей, педагогов;
  • позиционный мотив, выявленный у 16,7% старших дошкольников, проявляется в разного рода попытках самоутверждения испытуемых, в их желании занять место лидера, оказывать влияние на своих сверстников, доминировать среди них;
  • по 11,1% воспитанников экспериментальной выборки продемонстрировали преобладание социального, оценочного и игрового мотивов. Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия будущего школьника с окружающими людьми (например, стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности). Оценочный мотив проявляется в стремлении дошкольников получить высокую оценку со стороны взрослого, его одобрения и похвалы. Игровой мотив неадекватен учебной деятельности и отрицательно сказывается на ее формировании и на успешности усвоения учебного материала.
  • высокий уровень учебной мотивации был выявлен лишь у трети выборки (33,3%). Данные испытуемые характеризуются проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дошкольники не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения;
  • половина испытуемых (55,6%) продемонстрировали результаты, соответствующие среднему уровню познавательной мотивации. Для них характерна большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задач, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью ко взрослому, задают уточняющие вопросы и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об их интересе к учебной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым;
  • у оставшихся 11,1% старших дошкольников диагностирован низкий уровень учебной мотивации. Такие дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи со стороны взрослого.

Данные, полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы, показали, что в обследуемой группе преобладают дети со средним и низким уровнем развития мотивационной готовности к предстоящему обучению в школе, и очень мало детей, показавших высокий уровень данного вида готовности.

Таким образом, мотивационная готовность к школе у детей сформирована недостаточно, что может в последующем проявиться в возникновении трудностей во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем вообще вызвать стойкое нежелание учиться.

Все вышесказанное обусловило разработку развивающей программы.

Цель программы: создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В ходе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и развивающие задачи:

  1. Расширение представления дошкольников о школе.
  2. Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе.
  3. Развитие способности к исследовательской деятельности, познавательной активности и интереса.
  4. Воспитание умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
  5. Воспитание у детей осознанного отношения к школе и позиции ученика.

Принципы построения программы:

  1. Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  2. Принцип целостности развития, который способствует усилению значения всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  3. Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  4. Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.

Ниже в таблице 1 приводится тематический план разработанной развивающей программы.

Таблица 1

Структура развивающей программы, направленной на создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью

№ п/п

Тема занятия

Цель

Содержание

1

«Давайте познакомимся!»

Установление контакта с дошкольниками; знакомство детей с целями и задачами программы; создание положительной мотивации к занятиям

1. Игра-приветствие «Давайте познакомимся!»

2. Игра «Поезд»

3. Сказка «Создание «Лесной школы»

4. Игра «Ветер дует на...»

5. Упражнение «Раскрась ежика»

6. Упражнение «Найди всех зверей»

7. Игра «Доброе животное»

8. Подведение итогов занятия

2

«Букет для учителя»

Развитие мотивации учебной деятельности

1. Игра-приветствие «Делай, как я»

2. Сказка «Букет для учителя»

3. Упражнение «Букет»

4. Игра «Составь картинку»

5. Упражнение «Словарик эмоций»

6. Упражнение «Букет для учителя»

7. Подведение итогов занятия

3

«Смешные страхи»

Снижение уровня школьной тревожности, нормализация психоэмоционального состояния воспитанников

1. Приветствие. Игра «Все, кого зовут...»

2. Сказка «Смешные страхи»

3. Упражнение «Помоги зайчикам встретиться»

4. Игра «Составь картинку»

5. Упражнение «Словарик эмоций»

6. Игра «Бывает, не бывает»

7. Подведение итогов занятия

4

«Игры в школе»

Повышение уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

1. Приветствие. Игра «Незнайка»

2. Сказка «Игры в школе»

3. Упражнение «Рассказ о своей группе»

4. Упражнение «Раскрась всех рыб»

5. Упражнение «Животные и созвездия»

6. Упражнение «Лабиринт»

7. Упражнение «Времена года»

8. Подведение итогов занятия

5

«Школьные правила»

Развитие мотивации учебной деятельности; нормализация психоэмоционального состояния воспитанников

1. Игра-приветствие «Пропой свое имя»

2. Сказка «Школьные правила»

3. Упражнение «Правила на занятиях»

4. Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо»

5. Подведение итогов занятия

6

«Собирание

портфеля»

Развитие мотивации учебной деятельности; профилактика психосоматических заболеваний

1. Приветствие. Игра «Ветерок»

2. Сказка «Собирание портфеля»

3. Игра «Доскажи словечко»

4. Игра «Школьные принадлежности»

5. Упражнение «Школьные предметы»

6. Упражнение «Раскрась филина»

7. Подведение итогов занятия

7

«Аккуратность»

Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе

1. Приветствие. Упражнение «Перышко!»

2. Сказка «Госпожа Аккуратность»

3. Упражнение «Ежик и предметы»

4. Упражнение «Цветочки для зайки»

5. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

6. Подведение итогов занятия

8

«Вина»

Повышение уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

1. Приветствие. Игра «Подари мне свою улыбку»

2. Сказка «Волшебное яблоко»

3. Игра «Составь картинку»

4. Игра «Право-лево»

5. Упражнение «Лисенок и фигуры»

6. Игра «Передай мяч»

7. Подведение итогов занятия

9

«Школьные оценки»

Снижение уровня школьной тревожности

1. Приветствие. Игра «Мячик»

2. Сказка «Школьные оценки»

3. Игра «Парные картинки»

4. Упражнение «Продолжи в определенной последовательности»

5. Упражнение «Найди каждой пчелке свой цветочек»

6. Подведение итогов занятия.

10

«Лень»

Формирование позитивной мотивации к обуче­нию, повышение уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

1. Приветствие. Игра «Ладошка»

2. Сказка «Ленивец»

3. Упражнение «Медвежата»

4. Упражнение «Прятки с картинками»

5. Игра «Право-лево»

6. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

7. Подведение итогов занятия

11

«Подсказки»

Формирование положительной   мотивации к обуче­нию

1. Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Подсказка»

3. Упражнение «Белочка и квадрат»

4. Упражнение «Угощенья»

5. Упражнение «Диктант»

6. Подведение итогов занятия

12

«Ябеда»

Повышение уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

1. Приветствие. Упражнение «Добрый день»

2. Сказка «Ябеда»

3. Игра «Составь картинку»

4. Упражнение «Что лишнее в ряду?»

5. Упражнение «Сосчитай животных»

6. Упражнение «Найди картинки»

7. Упражнение «Комплименты»

8. Подведение итогов занятия

13

«Драки»

Нормализация психоэмоционального состояния, снижение уровня школьной тревожности

1. Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Драки»

3. Упражнение «Дотронься до...»

4. Упражнение «Продолжи ряд»

5. Упражнение «Найди такой же...»

6. Подведение итогов занятия

14

«Грубые слова»

Нормализация психоэмоционального состояния

1. Упражнение «Я рад вас видеть!»

2. Сказка «Грубые слова»

3. Упражнение «Найди все овощи для зайчика»

4. Упражнение «Ругаемся овощами»

5. Упражнение «Мимика и жесты»

6. Упражнение «Лесная почта»

7. Упражнение «Сделай всех бабочек одинаковыми»

8. Подведение итогов занятия

15

«Дружная страна»

Формирование адекватной самооценки, повышение уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

 

1. Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся»

2. Сказка «Дружная страна»

3. Упражнение «Ковер»

4. Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей»

5. Упражнение «Найди лишнее»

6. Игра «Дружный паровозик»

7. Подведение итогов занятия

16

«Гордость школы»

Подведение итогов

1. Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся»

2. Сказка «Гордость школы»

3. Упражнение «Дорисуй-ка»

4. Упражнение «Фрагменты»

5. Беседа «Наши отношения»

6. Упражнение «Дуэт»

7. Подведение итогов занятия