Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SYSTEMS OF TECHNICAL SAFETY IN THE TOURISM INDUSTRY

Chebakova V.S. 1
1 SAINT-PETERSBURG STATE ECONOMIC UNIVERSITY
This article discusses methods to optimize workflows associated with the security system in the field of tourism. The article gives the concept of systems of technical safety and lists what main system are set on the ob-jects of tourism. Considered in detail the purposes for which the objects of tourist industry established a system of fire alarm and warning system and evacuation management of people during fire. Considered that the basic law re-glamentary these systems. As examples of how these systems work. Relatively small investments in an alarm system can very effectively to keep documents and valuables from quite skilled intruders. Security system video surveillance allows you to not only secure the facility from potential intruders, but also use it very effectively for marketing purposes. Control system and access control allows you to not only keep records of working time of employees, to prevent contact with the objects of tourism, but also to control the movement of tourists only for the paid rides. Drawn a General conclusion about expediency of installation on the objects of tourism systems of tech-nical security.
Tourism
system
safety
Security
alert.

В современном мире, для оптимизации рабочих процессов в сфере туризма, все чаще обязанности людей стараются переложить на автоматику. Данная тенденция не обошла стороной и системы технической безопасности.

Системы технической безопасности – это комплекс электронных и электрических систем, повышающих безопасность объекта. Позволяют уменьшить риск "человеческого фактора", снизить расходы на безопасность, за счёт переноса контроля за сохранностью объекта с человека, на автоматическую систему.

Системы технической безопасности можно разделить на:

- систему пожарной сигнализации;

- систему оповещения и управления эвакуацией;

- систему охранной сигнализации;

- систему охранного теленаблюдения;

- систему контроля и управления доступом;

- и др.

Далее рассмотрим более подробно, как и где в туриндустрии применяют данные системы.

Система пожарной сигнализации (СПС). На многих объектах туризма в РФ установка пожарной сигнализации является обязательным условием и регламентируется Федеральным законом № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008. Основная задача системы пожарной сигнализации является обнаружения пожара на ранних стадиях и выдачи сигнала тревоги. В дополнение к функции обнаружения пожара она так же запускает систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре, приводит в действие систему автоматического пожаротушения, систему дымоудаления и другую противопожарную автоматику [4].

Как же это работает? Для примера рассмотрим гостиницу. Постоялец приобрел не качественный сотовый телефон, поставил его на зарядку в номере и пошел купаться. Во время зарядки батарея телефона вспыхнула и пошел дым. В номере были установлены дымовые извещатели. Когда концентрация дыма в номере стала достаточной для сработки дымовых извещателей, они передали сигнал тревоги на центральный прибор. Прибор в свою очередь принял данный сигнал и передал сигнал на запуск системы дымоудаления, пожаротушения и оповещения. Данная система сработала и оповестила людей, когда самого пожара еще не было, тем самым спасла жизни многим постояльцам.

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). Данная система идет неразрывно с системой пожарной сигнализации и так же является обязательным условием на многих объектах туристской инфраструктуры. СОУЭ необходима для эвакуации туристов и обслуживающего персонала из зданий при возникновении пожара и прочих чрезвычайных ситуаций.

Существуют несколько типов систем оповещения. Например, в небольшом офисе туристской фирмы достаточно световых табло «Выход» и сирен. В крупной гостинице же необходимо оповещать персонал и постояльцев голосовым, заранее записанным, сообщением; световые табло должны быть не только с надписями «Выход», но и с указанием направления движения; так же в различных зонах должны быть установлены вызывные панели для обратной связи с дежурным персоналом [1].

Система охранной сигнализации (СОС). В отличии от предыдущих систем, данная система служит не для обеспечения безопасности туристов и персонала, а для сохранения ма-

териальных ценностей предприятия, например денежных средств в сейфе. Зачастую данная-

система строится на смежном оборудовании с СПС, но сигнал о тревоге передает в ЧОП закрепленным за данным объектом [3].

Принцип работы. Возьмем для примера офис небольшой туристской фирмы с сейфом, в котором хранятся финансовые средства и бланки. Для того чтобы защитить их была установлена охранная сигнализация. Сигнализация состояла из датчиков реагирующих на: открытие дверей и окон, появления движения в помещении, разбития стекла, пролом в стене, вибрацию. Уходя вечером домой сотрудник турфирмы поставил офис на охрану введя определенный код в мобильном приложении.

Ночью злоумышленники пробрались в офис через вентиляцию, а значит датчики открытия дверей и окон не сработали, т.к. воры были «бывалые», то датчик движения они закрыли органическим стеклом и тот в свою очередь тоже не сработал. Чувствуя свою безнаказанность они начали взламывать сейф, но в сейфе, предусмотрительными хозяевами, был установлен датчик положения, пролома и вибрации, который в свою очередь передал сигнал тревоги на центральный прибор. Прибор тут же послал сигнал тревоги на пульт ЧОПа и на место тревоги незамедлительно выехал экипаж с сотрудниками охраны. Пока злоумышленники пытались открыть сейф, в офис вошли сотрудники ЧОПа и повязали злодеев.

Система охранного теленаблюдения (СОТ). Данная система одна из самых дорогостоящих систем безопасности на объектах туризма. СОТ позволяет помимо обыкновенного выявления неправомерных действий туристов и персонала, при использовании модуля распознавания лиц [5], выявлять лиц находящихся например в Федеральном розыске, так же выявлять постоянных или не желательных клиентов компании.

Рассмотрим на примере сети гостиницы. Все гостиницы по интернету связаны между собой в единую сеть с единой базой клиентов. Над стойками регистрации в каждой гостинице установлена камера с функцией распознавания лиц. К стойке регистрации подходит мужчина, который постоянно останавливается в отелях данной сети, камера распознает его лицо и на мониторе администратора высвечивается фотография постояльца с его именем и информацией о его пожеланиях. Мужчина, не успевая ничего сказать, слышит от администратора следующее: «Добрый день, Иван Иванович! Для вас есть одноместный номер с видом на море и включенными завтраками». Мужчина приятно удивлен и с хорошим настроением поднимается к себе в номер.

При помощи данной функции так же возможно распознавать проверяющих отеля, если есть их фотография. Отказывать постояльцам в предоставлении номера, если они занесе-

ны в черный список, например за воровство из номера.

Система контроля и управления доступом (СКУД). Данная система позволяет ограни-

чить попадания на объект туристской инфраструктуры людей не являющихся сотрудниками

предприятия. Так же данная система позволяет постояльцам отеля, например посещать спортзалы, рестораны и другие заведения открытые только для определенного круга туристов.

Помимо основной функции ограничения доступа на объект или определенные помещения объекта, данную систему так же можно использовать и в других целях. Для примера возьмем развлекательный комплекс. Туристы покупают в кассе билеты с разным набором услуг и им вместе с билетом выдается браслет на руку с RFID-меткой. Браслет они будут прикладывать к считывателям у аттракционов и проходить на разрешенные и наоборот не допускаться на те, которых нет в билете. Так же на контроллерах системы активирована функция запрета двойного прохода и тем самым нельзя будет пройти на один и тот же аттракцион несколько раз.

Другое же применение данной системы для учета рабочего времени сотрудников турфирмы [2]. Утром сотрудник приходит на работу, прикладывает карточку к считывателю и вечером уходя домой так же прикладывает карточку к считывателю. В конце месяца система автоматически формирует отчет по отработанному времени всех сотрудников и отправляет его в программу 1С, которая в свою очередь автоматически рассчитывает заработную плату.

Системы технической безопасности требуют единовременных серьезных финансовых вложений, но в будущем снижают расходы на безопасность, и уменьшают риск "человеческого фактора" за счёт переноса контроля за сохранностью объекта с человека, на автоматическую систему.