Архангельск, внесенный И.Э. Грабарем в список тринадцати наиболее «достопримечательных городов-музеев», развивался по своей особой траектории, имел запоминающийся архитектурный силуэт. Город был виден с реки как на ладони. Взгляд охватывал сразу весь его панорамный вид, о котором В.И. Немирович-Данченко сказал, что «ничего не может быть эффектнее зрелища, представляемого Архангельском … с Двины» [9, с. 95].
Древние зодчие создали своеобразный городской ландшафт. На общем фоне торговых, административных и жилых зданий, построенных большей частью по «образцовым» проектам возвышались, создавая своеобразную подкову высотных доминант, величественные силуэты культовых сооружений разных конфессий. Обрамляли панораму с одной стороны массивные стены зданий Архангельского монастыря, с другой – Троицкий храм и церковь Всех скорбящих радость. Центральное место занимала главная доминанта – ансамбль Троицкого кафедрального собора и стоящие рядом Архангельский, Воскресенский и Рождественский храмы. Левее от собора расположилась Немецкая слобода, с возвышающимися шпилями лютеранской кирхи Св. Екатерины и Успенско-Боровского храма с колокольней. Между вертикальными осями картины весь горизонт заполняли каменные и деревянные здания, торговые ряды, лавки и жилые дома дворянства и купечества. Однообразность аркадных галерей разбивали культовые сооружения – храмы подворий Соловецкого, Сурского, Николо-Карельского монастырей. Строения лучшего района города – Немецкой слободы – «держали» башни городской Думы, пожарной каланчи, польского костела, немецкой кирхи. Жилые кварталы города – доминанты храмов семи разных конфессий [8, с. 139 – 141]. Пейзаж дополняли пришвартованные к причалам Северной Двины мачты кораблей, прибывших со всех сторон света.
Планы Правительства СССР по преобразованию промышленности определили Архангельску роль «Всесоюзной лесопилки» и валютного цеха страны. Поставив задачу сделать город «образцово-показательным» его решили перестроить, кардинальные изменение начали происходить с 1929 по 1936 годы, в период борьбы с «религиозными предрассудками». В начале 1926 года в Архангельске было создано отделение Союза Воинствующих Безбожников, и первичные организации на предприятиях и учебных заведениях. Специальные рубрики вели журналисты газет.
В 1928 году снесли здание городского театра на Торговой улице [3, 1928, 5 января]. Потом местная пресса развернула кампанию по сносу центральной доминанты – Троицкого кафедрального собора, на месте которого решили построить театр. Газеты пестрили заголовками: «Уничтожим Архангельск», «Собор уродует лучшее место города», «Орабочим Октябрьскую площадь», «Колокола намозолили глаза», «Вместо очага дурмана и затмения волею и усилиями трудящихся будет построен дом знаний, культуры и искусства» [3, 1926, 26 июля; 3, 1928 1 августа; 3, 1928, 14 сентября; 3, 1929, 5 октября].
Предложения трудящихся, опубликованные в газетах, говорят о начавшейся эпохе нравственной опустошенности, борьба с «опиумом для народа» не позволяла увидеть в храмах города историческую и культурную ценность: «Октябрьскую площадь — место массового скопления трудящихся — до сих пор уродует неуклюже стоящий собор. Это «достопочтенное» сооружение не на своем месте. Его надо переоборудовать под «Дом Культуры». Правда он находится сейчас в ведении Главнауки, как памятник старины, но если рассмотреть внимательно его архитектурную и историческую ценность, то в нашем Союзе такой архитектуры очень много. От сноса собора мы ничего не потеряем…» или «…основываясь на том, что в Москве при расширении уличного движения были снесены Красные ворота, представляющие собой более значительную архитектурную и историческую ценность, мы признаем нужным ходатайствовать перед Главнаукой о разрешении переделки архангельского кафедрального собора под «Дом Культуры» [3, 1929, 14 сентября ].
В Москву, в Наркомат просвещения и Главнауку, из Губисполкома был направлен запрос на санкционирование сноса собора, на месте которого предполагалось возведение городского театра [6, оп. 2. ед.хр. 5. л. 53, 53 об.]. Возражения по разрушению главного храма города высказывали местные историки и краеведы Ю. Сибирцев, В. Ивановский, Т. Бурлакина [6, оп. 2, ед.хр. 5. л. 54 - 59]. Но все прошения с убедительными доводами, предложениями сохранить собор, создать в нем музей древнерусского искусства были проигнорированы [6, оп. 2, ед.хр. 5. л. 58,59]. «Радетелям северного ренессанса» для наслаждения архитектурой предложили прогуляться на Соловки, имея в виду, СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения [8, с. 144].
В марте 1929 года началось преобразование Архангельска в краевой центр. Протоколом Губисполкома № 107 от 5 марта 1929 года был решен вопрос о закрытии и приспособлении «для культурных целей и размещения краевых учреждений, зданий следующих церквей: Никольской, Михайлово-Архангельской, Введенской, Скорбященской (госпитальной), Рождественской, Иоанна Рыльского, Лютеранской кирхи, мусульманской мечети и римско-католического костела…» [7, оп. 1. д. 148. л. 60, 60 об.].
Краевая газета «Волна» в апреле 1929 года сообщила, что здание кафедрального собора продано, собственник приступит к разборке сооружения «целиком, и весь материал будет использован Северолесом». Потому как применять при постройке Дома культуры старый кирпич невозможно, «по заключению технической комиссии, он не годен для нового большого здания» [3, 1929, 20 апреля].
С разрушения Троицкого собора началось уничтожение вертикальных осей Архангельска. Дискуссии по сносу остальных культовых сооружений в прессе больше не проводили, храмы сносили один за другим, церковная утварь передавалась верующим, все предметы «из благородных металлов и драгоценных камней – в госфонд», а имеющие музейное значение – в губернский музей.
По данным Государственного архива Архангельской области (ГААО) на 1 января 1936 года из 34-х культовых центров, существовавший на 1917 год, закрыто 29, в том числе 2 часовни, 22 православных храма, 1 мечеть, 1 синагога, 1 костел, 1 немецкая кирха, 1 старообрядческая молельня. Часть зданий было передано в Наркомпрос, под склады, а остальные храмы разрушены [5, оп.1. ед.хр. 78. л. 42-47, 55]. Среди них были сооружения, отмеченные в 1902 году в рапорте полицмейстера Ускова в губернский Статистический комитет, как особо ценные, такие как Михайло-Архангельский монастырь (1749 г.), Троицкий собор (1775 г.), храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (1724 г.) и церковь Рождества Христова (1729 г.) [4, оп. 12. д. 83. л. 25-28].
Архитектурный профиль города, выполненный на протяжении столетий со скурпулёзностью гравёра, был варварски стерт. Об утратах, произошедших в Архангельске, очень емко написал известный русский экономист, географ, историк П.Н. Савицкий: «…уничтожение Архангельска как художественного центра представляет собой вопиющую глупость… Город этот… с элегантной громадой собора, с впечатляющей таможней, с ампирными ансамблями своих площадей, мог бы явиться крупным центром туризма. В чисто архитектурном смысле он был интересней очень и очень многих старинных портовых городов Европы, мог равняться с лучшими из них. Но где теперь эта красота? Вместе с ней исчезли и туристические возможности. Коммунисты гордятся тем, что они расширили, а отчасти построили вновь архангельские лесопилки. Очень хорошо и почтенно. Но крупных лесопилок есть немало в мире. Ради них массовый, а тем более иностранный турист не станет приезжать в Архангельск. А вот архитектурный ландшафт Архангельска… был в своем роде единственным в мире. И как раз с ним расправились просвещенные «последователи» Маркса…» [2, с. 155].
Рисунок 1. Изменение профиля центра Архангельска в первой половине ХХ века.
Перестраивая город, срезали все купола, башни, шпили, колокольни. Сложившаяся веками традиция вертикальных доминант была разрушена, а построенные советские пятиэтажные дома и административные здания не могли поддержать нарушенный пейзаж. Архангельск с монотонной застройкой «присел» и лишился самобытности (рис 1). Из городской панорамы надолго исчезли заметные композиционные ориентиры и архитектурные вертикали.
Самые большие изменения произошли после визита летом 1962 года Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущёва. Решение о застройке Архангельска стало основой строительства первых каменных зданий типовой серии. По инициативе Хрущева был значительно переработан генеральный план застройки, из которого практически исчезла самобытность Архангельска, а местные архитекторы не смогли доказать несостоятельность такого подхода. Столицу Поморья наводнили типовые панельные и каменные дома, город стал по-настоящему безликим.
Массовая застройка центра Архангельска проводилась в 1957 – 1995 годы, в нем сосредоточено 70 % каменного жилищного фонда города, построенного с 1957 – 1970 годы и представленного 5-ти – 9-ти этажными типовыми жилыми зданиями. Точечная застройка после 1995 года выполнена одиночными 9 – 14 этажными жилыми строениями по авторским проектам.
Попытки изменения архитектурного силуэта города начались в 1970-х годах, когда в СССР стали обсуждать необходимость решения высотной застройки городов. Первый дом, названный журналистами «архангельским небоскребом» начали строить на площади Профсоюзов: 52-х метровое, 14-ти этажное административное здание Северного морского пароходства (СМП) было сдано в 1975 году. Выше этого строения были только трубы ТЭЦ и телевизионная вышка [10, 1971, 11 февраля].
Главная Ломоносовская площадь Архангельска, сформированная к середине XIX века, и имеющая связь с рекой через Гагаринский парк, была уничтожена и перестала существовать после перестройки в единый объем дома губернатора и здания Присутственных мест в конструктивистское сооружение Дома Советов [10, 1969, 19 декабря]. В 1963 году Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре, правление Союза архитекторов СССР объявили конкурс на проект центра Архангельска. Среди участников были ведущие институты страны – Ленгипрогор, Ленгорстройпроект, Моспроект-1, ЦНИИЭП жилища и др.
Рисунок 2. Изменение профиля центра Архангельска к 1983 году.
Результатом работы архитекторов стала реконструкции центра города с выделенной композиционной осью – ул. Энгельса (Воскресенская). Она берет начало от реки, тянется через всю ширину города, выходит к железнодорожному вокзалу и нарастает этажами от набережной вглубь «Больших мхов» [10, 1969, 8 мая]. В начале улицы была сформирована центральная площадь им. В.И. Ленина с высотной доминантой – 24-х этажным зданием проектных организаций (рис. 2).
Высоту здания с трудом удалось отстоять, были активные попытки «обрезать» его до 16 этажей. Вопрос рассматривался в Совете Министров РСФСР, и только поддержка ведущих архитекторов страны помогла сохранить проектную отметку. Строение выполнено с применением стальных каркасов и монолитного железобетонного ядра с шахтами лифтов, имеет высоту – 84 м, на крыше установлена антенная опора, возвышающая на 45 м от уровня кровли. Как самый удачный элемент ансамбля высотка просматривается с далеких расстояний и соразмерна новому, выросшему этажами Архангельску. Проект здания-доминанты был создан авторским коллективом Центрального научно-исследовательского и проектного института типового и экспериментального проектирования зрелищных, спортивных зданий и сооружений им. Мезенцева. В проектировании других зданий площади участвовали институт Архангельскгражданпроект (здание Обкома КПСС), ЦНИИЭПЖилища (жилые дома с музеями и магазином «Дом книги») и Ленгипрогор (здание горкома КПСС и горисполкома). В 1983 году на II Всесоюзном смотре «Застройка центральной площади им. В.И. Ленина в Архангельске» была удостоена медали и диплома Союза архитекторов СССР [1, 25873 НВФ]. Таким образом, на месте, определенном еще генпланом 1794 года удалось сформировать центральную площадь города, и в некоторой степени восстановить городской силуэт (рис. 2).
1990-е годы и начало XXI века вопрос о формировании художественного образа не поднимался, в середине первого десятилетия XXI века на набережной Двины Антониево-Сийский монастырь начинает восстанавливать Успенско-Боровскую церковь. Был объявлен конкурс среди архитекторов. Проект сооружения напоминает формы старого разрушенного храма, был утвержден Алексием II. В 2009 году 42-х метровая доминанта (арх. ГА. Ляшенко и В.Л. Никитин) украсила территорию бывшей Немецкой слободы.
В 2009-м году на перекрестке ул. Гайдара и пр. Обводный канал впервые в истории города был выстроен 20-ти этажный жилой дом. Второе высотное сооружение на проспекте появилось на пересечении с ул. Воскресенской – 25-ти этажный дом жилого комплекса «Империал», высотой 94 м. (арх. Т.В. Плужникова).
С вводом здания СМП в эксплуатацию в 1975 года и в настоящее время окончанием строительства пятиглавого Михайло-Архангельского собора, высотой 64,5 метра, стал формироваться высотный ансамбль на площади Профсоюзов. От нее вдоль набережной поднялись здания комплексов «Альфа» и «Омега-Хаус» (мастерская арх. М.А. Мамошина), ансамбль выходит к Двине, включает в себя жилые, деловые и торговые центры и занимает территорию бывшей Торговой улицы с причалами, шумным рынком, галереями магазинов, образ которой был полностью уничтожен в советский период. Благодаря этому проекту началось возрождение традиций старого Архангельска – деловой и торговый центры раскрываются к главной артерии города – Северной Двине, возвращая историческому месту, где зародилась торговля, ментальную суть.
Рисунок 3. Схема размещения высотных доминант в Архангельске: 1. план центра города до 1929 года и места нахождения культовых высотных построек; 2. план центра города на 2016 год
Рисунок 4. Высотные доминанты современного Архангельска на фоне типовой застройки Архангельска, возведенной в 1957 - 1995 годах.
Силуэт города изменился к лучшему, стал интереснее за счет полученных вертикальных осей (рис. 3, 4, 5). Безусловно, шесть доминант разросшегося на десятки километров Архангельска, пока не могут воссоздать образ фасада старого города, имеющего только центральной части, помимо башен городской Думы и пожарной каланчи, 16 культовых доминант.
Рисунок 5. Изменение профиля центра Архангельска к 2016 году.
Современный образ далек от совершенства старого Архангельска, но стремление градостроителей к обновлению архитектурного профиля дает надежды, что благоприятные тенденции в создании вертикальных акцентов продолжатся, а стоящий над белой водой Архангельск вновь будет удивлять путешественников своим силуэтом.