В годы Великой Отечественной войны (ВОВ) Архангельску была отведена стратегическая роль – через него осуществлялись военные поставки от стран союзников по антигитлеровской коалиции. Конвойные операции начались с августа 1941 года, когда пришел первый конвой «Dervish», и продолжались до окончания Второй мировой войны. В городе работали оборонные заводы, предприятия лесной и лесохимической промышленности выполняли экспортные заказы, которыми государство расплачивалось за поставки по ленд-лизу, круглосуточно работал порт, разгружая тысячи тонн грузов союзников. С момента окончания ВОВ проводились разные исследования жизни военного Архангельска, но исследований в области ЖКХ не выполнялось. Тема коммунального хозяйства, которое было призвано создать условия для нормального функционирования прифронтового города, представляет научный интерес, задевает вопросы организации работ и финансирования отрасли в военный период.
В Архангельске только в начале ХХ века стала формироваться инженерная и транспортная инфраструктура. В 1903 году была сдана в эксплуатацию водопроводная сеть, в 1908-м ее модернизировали и увеличили протяженность с 4998 саженей до 16,5 верст. Ливневая канализация и система водоотведения в Архангельске отсутствовали, осушение территории проходило с помощью дренажных канав и Обводного канала, который окружал город [2]. В 1911 году было принято решение о строительстве городской электростанции (АГЭС). Работы велись с 1913 по 1917 годы, помимо освещения жилых домов, в городе появилось освещение улиц и электрический трамвай.
К началу советского периода мощности инженерных коммуникаций требовали реконструкции. Большой объем работ был выполнен в конце 1920-х начале 1930-х годов по созданию энергосистемы города для предприятий лесной, бумажной и судостроительной промышленности, которые требовали создания мощной энергетической базы.
Начавшиеся в 1930-е годы осушительные работы и модернизация водопровода вскоре были приостановлены из-за недостатка финансирования. К началу Великой Отечественной войны город имел слабо развитые инженерные сети [3, д. 15, л. 11]. Практически отсутствовала система водоотведения, из-за этого санитарное состояние города было неудовлетворительным. Нечистоты жилых домов и предприятий, пройдя через дворовые отстойники, сбрасывались в Северную Двину. Болотистая почва не впитывала отходы, фекальные воды разливались по дворовым территориям, а выполненные сборные коллекторы не справлялись с количеством отходов [3, д. 15, л. 12]. Городу требовалась модернизация инженерной инфраструктуры, на 1941 год были запланированы ряд мероприятий по устройству сборных коллекторов, расширению водопроводной системы и строительству водонасосной станции [7, д. 1503, л. 48], но война остановила все начинания.
К 1941-му году население города составляло 283 тыс. человек [4, л. 54 об.], которые проживали на 1342 тыс. кв. м, большей частью деревянного жилищного фонда, оснащенного всего на 43 % водопроводом. При этом 38 % зданий с наличием подведенных систем находилось в центре, в периферийных районах вода подавалась в 5 % домов, остальное население снабжалось через водоразборные колонки [3, д. 15. л. 13].
Создание в Архангельске госпитальной базы ФЭП-96 Северного (Карельского фронта) предполагало размещение большого количества лечебных учреждений. Для их нормального функционирования, большую роль играло наличие исправных инженерных коммуникаций, и в первую очередь питьевой воды.
В первую военную зиму водопровод был разморожен, силами Архангельского военного округа (АВО) систему ввели в эксплуатацию, была построена насосная станция, но ветхость сетей не позволяла подавать воду в полном объеме. Кроме того, систематические аварии и отсутствие специалистов существенно ухудшали работу Управления городского водопровода, снабжение жилых и административных зданий осуществлялось на 66 % [8, д. 1345, л. 9]. Урок первой военной зимы заставил власти города организовать помощь предприятию, выделялись средства, оказывалась посильная помощь в специалистах, но частые аварии на ветхих сетях выводили систему из строя, и порой из-за отсутствия техники и рабочих рук город до недели не снабжался водой.
Состояние водопроводной системы значительно сказывалось на работе городских бань и прачечных, которые помимо обслуживания населения, по заявкам госпиталей мыли раненых и осуществляли стирку белья и обмундирования. Объемы были большими: план на каждую прачечную и баню – ежедневная стирка 700 кг белья и помывка, помимо населения, 600 бойцов в неделю [6, л. 7, 8, 23, 24 ].
На работу городских бань влияло и отсутствие дров, заготовка которых была существенно сокращена из-за дефицита рабочей силы, мобилизованной на фронт. В совокупности проблем городские бани работали на 70 % от своей мощности, особенно плохо в первую военную зиму, когда только в первом квартале 1942 года бани были закрыты на 41 день: из-за отсутствия воды и электроэнергии 3 и 7 дней, по причинам проводимых ремонтов – 10 дней, из-за дефицита топлива – 21 день. По данным отчетов городского исполкома работа санитарных учреждений в годы войны значительно ухудшилась, сократив в среднем обслуживание населения на 88 рабочих дней в год [8, д. 1345, л. 10]. Если в 1940-м году бани принимали население 352 дня, то к окончанию войны – 264 [3, д. 141, л. 4; 7, д. 2277, л. 41]. Отсутствие специалистов сказывалось на качестве обслуживания, плохо работала вентиляция, в раздевалках было холодно из-за неисправности отопительной системы. Проводились редкие текущие ремонты, капитальных вложений не было, и к окончанию войны банное котельное хозяйство пришло в полную негодность [3, д. 141, л. 44].
Из-за мобилизации и передачи транспорта в военные ведомства в городе было парализовано снабжение топливом. При общей неразберихе первого года войны, было заготовлено всего 50 % дров [10]. К февралю 1942 года все социальные учреждения практически остались без топлива. По данным Государственного архива Архангельской области (ГААО) в первом квартале 1942 года населению, больницам и школам в три раза, а учреждениям – в пять раз меньше требуемого объема было отпущено дров (табл. 1) [8, д. 1345, л. 12]. Учитывая уроки тяжелой зимы, исполком решил использовать Архангельскую городскую железную дорогу (АГЖД) для поставки топлива к школам, больницам и детским учреждения. Для этого были проложены рельсы, расчищены складские тупики для формирования запасов [10]. Заготовка осуществлялось силами работников всех предприятий и учащимися школ. Помимо выполнения производственных планов, жители города выезжали в лес, выкалывали бревна из льда Северной Двины, пилили и доставляли дрова к учреждениям.
Таблица 1. Поставка топлива для населения и учреждений города зимой 1941 – 1942 годов.
Потребители топлива |
Потребность в тыс.кбм |
Отпущено тыс. кбм. |
Население |
17,7 |
5 |
Больницы и детские ясли |
20 |
7 |
Бани и прачечные |
20 |
12 |
Школы и детские учреждения |
15 |
6 |
Дезостанции |
2 |
2 |
Учреждения и организации города |
25 |
5 |
Итого |
99 |
37 |
Недостаток топлива существенно осложнил работу городской электростанции, которая на 50 % снизила поставку электроэнергии для города, а к 1945 году при мощности в 62,7 млн. КВт/час выдавала электроэнергии 26,5 млн. КВт/час. В войну для обеспечения электростанции дровами, использовали рабочую силу заключенных, военных АВО, а также вербовали население на заготовку леса [8, д. 1455, л. 157; 8, д. 1462, л. 138].
Областной исполнительный комитет постоянно подвергал критике санитарное состояние города. Партийные органы указывали на плохую работу коммунальных служб, простои бань и прачечных, несвоевременную очистку выгребных и помойных ям [8, д. 1462, лл. 137 – 140.].Постепенно ЖКХ улучшало обслуживание населения и учреждений, в центральных районах был наведен относительный порядок, но на окраинах и в рабочих поселках положение менялось сложно, в связи с чем, медицинские учреждения неоднократно обращались в горисполком с просьбами о наведении порядка [4, д. 81, л. 64 об.].
Основным общественным транспортом города был трамвай, к 1941 году его пути выросли втрое и протянулись на 50 км [3, д. 15, л. 16.]. Как, и в годы Первой мировой войны, подвижной состав работал круглосуточно. Днем перевозил население, ночью – военные грузы и дрова для жителей города. Из-за постоянной эксплуатации фонды АГЖД требовали ремонта, но острый дефицит деталей существенно осложнял работу городской железной дороги [8, д. 1462, л. 137]. Она работала с большими перебоями, вагоны задерживались в ремонте до 80 дней (вместо 6 дней). К 1945 году трамвайный парк существенно износился, вдвое сократил перевозку пассажиров, выпуск вагонов на линию, резко увеличилась аварийность и себестоимость вагонокилометра [3, д. 141, лл. 1, 42, 43, 45; 7, д. 2277, л. 38].
К 1941 году дорожно-транспортная система Архангельска была слабой, из 130 км дорог 40 % находились в неудовлетворительном состоянии. Дорожное полотно было выполнено из асфальта и торца – 12 %; булыжника – 27 %; деревянных настилов – 31 %; 30 % проезжей части были грунтовыми. Из 160 километров пешеходных тротуаров только на пяти был уложен асфальт, остальные выполнены дощатым настилом [3, д. 15, л. 14]. Состояние тротуаров в годы войны существенно ухудшилось, из-за проблем с топливом население вырубало деревья, разбирало деревянные тротуары на дрова.
Интересным представляется и тот факт, что в отчетах Архангельского исполкома среди причин срыва работы городских учреждений названы основными – отсутствие техники и рабочей силы. Финансовая сторона вопроса не упоминается, и это обусловлено тем, что впервые с 1920 года (момента прихода власти большевиков на Север), город ежегодно получал ассигнований больше, чем в предвоенное время. Несмотря на сложную обстановку, занятость населения на оборонных предприятиях, в городе регулярно проводились ремонтные работы. Безусловно, средства осваивались не в полном объеме, тем не менее, город восстанавливал тротуары, занимался озеленением, проводил ремонты домов. Сложнее обстояли дела с очисткой водопроводных колодцев, выгребных ям, уборкой отходов (табл. 2) [3, д. 277, лл. 78, 79].
Таблица 2. План мероприятий по благоустройству города на 1943 год.
мероприятия |
план |
выполнение |
текущий ремонт коммунальных домов |
803 |
620 |
Капитальный ремонт домов |
201 |
132 |
Ремонт мостовых, км |
|
90670 |
Ремонт тротуаров, км |
|
20500 |
Очистка выгребных ям |
5190 |
2412 |
Очистка помойных ям |
2624 |
621 |
Вывод нечистот, м3 |
24980 |
6471 |
Очистка водопроводных колодцев,шт |
820 |
158 |
Посадка деревьев, шт |
15850 |
4825 |
Посадка кустов, шт |
20570 |
5282 |
Занятость матерей на производстве требовала качественной работы дошкольных учреждений. С 1943 года им уделяется особое внимание, проводились ремонты кровельного покрытия и косметические ремонты (табл. 3) [4, д. 99, л. 1].
Таблица 3. Подготовка детских учреждений к отопительному сезону 1943 – 1944 годов.
Перечень учреждений |
Кол-во |
Ремонт крыши, косметический ремонт, учреждений |
Подготовка к зиме, учреждений |
Утепление помещений, учреждений |
Заготовка топлива, кб.м |
Завезено, кб.м |
|||
План |
факт |
План |
факт |
План |
факт |
||||
Ясли города |
65 |
58 |
56 |
57 |
52 |
62 |
15945 |
13875 |
10859 |
Ясли пригорода |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
250 |
150 |
150 |
Консультации детские |
16 |
14 |
12 |
15 |
14 |
15 |
|
|
|
Молочные кухни |
17 |
16 |
15 |
16 |
15 |
16 |
3520 |
3300 |
2085 |
Дом ребенка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
400 |
400 |
400 |
13 мая 1944 года Государственный комитет Обороны принял Постановление «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства городов Архангельск и Молотовск Архангельской области». Увеличение финансирования позволило выполнить большой объем работ (табл. 4). На коммунальные нужды было отпущено три миллиона рублей, на эти средства осуществили ремонт 30 тыс. м2 тротуаров из них 10 тыс. м2 асфальтовых мостовых сделано вновь, посадили 10 тыс. деревьев и 15 тыс. кустарников, выпустили дополнительно на линию 4 новых автобуса, 1000 номеров добавила телефонная станция. Из выделенных средств 800 тыс. руб. было израсходовано на капитальный ремонт областного дома Советов, 70 тыс. руб. отправлено на предприятия для премий победителям соцсоревнований [1; 7, д. 2277, лл. 3, 4; 9, 49, 50].
Таблица 4. Выполнение плана по важным аспектам жизнедеятельности города в 1944 году.
Показатели |
Ед изм. |
План 1944 г. |
Факт 1944 г. |
% |
План 1945 г. |
% к 1944 г. |
|
Отпуск электроэнергии |
тыс. кВт/час. |
94000 |
56480,5 |
60,1 |
73354 |
147,6 |
|
Перевозка пассажиров трамваем |
тыс.чел |
31000 |
30124,7 |
97,2 |
34500 |
114,5 |
|
Грузоперевозки АГЖД |
тыс.т. |
1500 |
1172 |
78,1 |
1500 |
128 |
|
Отпуск воды населению |
т.м3 |
1000 |
940 |
94 |
1000 |
117,2 |
|
Подача воды в сеть водопровода |
т.м3 |
4400 |
5250 |
119,5 |
4927 |
93,3 |
|
Жилищное строительство |
тыс. руб. |
385 |
57 |
14,8 |
550 |
964,9 |
|
Капитальный ремонт жилья |
тыс. руб. |
1135 |
1073 |
94 |
2240 |
186,2 |
|
Текущий ремонт |
тыс. руб. |
420 |
380 |
90,4 |
500 |
131 |
|
Пропуск банями посетителей |
т.чел |
2900 |
1621,4 |
55,9 |
2300 |
141,9 |
|
Стирка белья прачечными |
т. |
128,5 |
65 |
50 |
50 |
76 |
|
Дорожно-осушительные работы |
тыс. руб. |
1500 |
1664 |
111 |
1500 |
90,1 |
|
КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ |
|||||||
Энергокомбинат |
Тыс. руб. |
500 |
388,8 |
67,8 |
470 |
138,7 |
|
Трамвай |
Тыс. руб. |
500 |
30 |
5 |
200 |
66,7 |
|
Водопровод |
Тыс. руб. |
300 |
67,1 |
22,4 |
400 |
59,4 |
|
Достройка прачечной |
Тыс. руб. |
50 |
15,3 |
30,6 |
|
|
|
Выполнение мероприятий по благоустройству Архангельска в 1945 году включало в себя работы по изменению внешнего вида города. Было построено и отремонтировано 183 тыс. кв. м мостовых и тротуаров, побелено и покрашено 708 жилых, школьных и лечебных зданий жилых, посажено 65 тыс. штук деревьев и кустарников, построено и отремонтировано 40 тыс. кв. метров заборов.
Жилищный фонд города состоял в основном из деревянных домов дореволюционной постройки и деревянных зданий, построенных при лесозаводах, в основном не благоустроенных. В среднем на одного жителя приходились около 5 кв. метров площади. Увеличение численности населения за счет объявленных комсомольских строек требовало возведения большого количества временного дешевого жилья, но решить проблему в полной мере не удавалось. В первой половине 1941 года был сдан в эксплуатацию 271 дом, отремонтировано 137 зданий [7, д. 1655, л. 21]. Градостроительные планы изменила начавшаяся война. И без того сложное положение с жильем усугубилось организацией АВО и расположением воинских частей на территории города, прибытием рабочих батальонов на разгрузку союзных транспортов, выделением площадей под консульства и миссии союзников СССР, организацией госпитальной базы Карельского фронта и выделением жилья для нужд Беломорской военной флотилии. Катастрофическим стало положение после переселения граждан с оккупированных территорий [3, д. 15, л. 15; 5, л. 20 об.; 6, лл. 11, 12]
Строительство временного жилья было приостановлено в связи с подготовкой и переоборудованием школ, учебных заведений и лечебных учреждений под нужды ФЭП-96. Все строительные материалы, имеющиеся в городе, были направлены на устройство госпиталей. В результате подготовки лечебных учреждений в первые два года войны был приостановлен капитальный ремонт зданий [3, д. 138, л. 16]. На заседании партийного архива Архангельска в 1942 году остро поднимался вопрос о плохих показателях ремонта жилья и не освоении выделенных ассигнований на капитальное строительство [10]. Но отсутствие трудовых ресурсов и строительных материалов – промышленность города была переведена на оборонные заказы, не способствовали выполнению плана. В 1942 году при ассигнованных 1079 тыс. рублей было освоено 374 тыс. рублей, в 1943-м – из 1490 тыс. рублей чуть более 50 % – 766 тыс. рублей. Самое плохое выполнение плана капитального ремонта было в 1944 году, когда из выделенных на капремонт средств в объеме 1033 тыс. рублей, было израсходовано 97 тыс. рублей. В 1945 году бюджетом города было заложено 2000 тыс. рублей – освоено 1431,3 тыс. рублей. Положение не улучшилось и в первый послевоенный год, капитальный ремонт зданий был осуществлен только на сумму 1591,2 тыс. рублей при запланированных 2250 тыс. рублях [7, д. 2277, л. 46; 10]. В результате уплотнения населения в военный период, отсутствия качественных ремонтов, острой нехватки строительных материалов к окончанию войны жилфонд требовал серьезного ремонта: из 1334 жилых домов, капремонту подлежали 780, в аварийном состоянии находились 78 [7, д. 2277, лл. 17, 18].
Учитывая особую значимость Архангельска в годы войны, городу было увеличено финансирование на обеспечение жизнедеятельности и бесперебойной работы морского порта и предприятий города. Из-за отсутствия строительных материалов и всеобщей мобилизации коммунальное хозяйство работало напряженно, особенно сложно осуществлялись поставки питьевой воды и топлива в первый военный год. Основные фонды города к маю 1945 года существенно износились. По данным ГААО к 1947 году ЖКХ города оставалось в запущенном состоянии. Водопроводная сеть требовала модернизации, АГЭС работала на 66,7 %, потери электроэнергии составили 9,1 %, в полтора раза больше плановых [7, д. 2148, лл. 18, 19]. Плохой оставалась работа АГЖД, средний выпуск вагонов на линию составил – 89,7 %, а перевоз пассажиров – 88,7 % [7, д. 2148, л. 20]. Для ремонта жилья были созданы районные ремонтно-строительные конторы, но из-за отсутствия квалифицированных рабочих они не справлялись с возложенными обязательствами [7, д. 2277, л. 17].
Краткий анализ состояния коммунального хозяйства Архангельска позволяет сделать вывод, что тема ЖКХ в годы войны не изучена, требует переосмысления и дальнейшего детального изучения, особенно в контексте мероприятий, проводимых Правительством РФ в сфере реформирования ЖКХ, проблемы которого были заложены в ХХ веке.