Сегодня мультипликация занимает большое место в буднях детей, как малышей, так и школьников. Анимация является одним из основных источников информации, помогающих познавать окружающий мир.
Актуальность темы определена тем, что формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является – мультипликационные фильмы, где могут содержаться агрессивные сцены, и они могут повлиять на поведение детей.
«Агрессивное поведение – устойчивая черта личности, готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важные из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия» [2, с. 324].
Мультфильмы всегда считались художественными произведениями, которые создавались для помощи в психологическом развитии детей. Дети всегда начинают сопереживать персонажам мультфильмов, которые в свою очередь в доступном для ребенка понимании учили его таким качествам, как добро, сострадание или дружба. Однако на сегодняшний день мультфильмы, мало общего имеют со сказками и несут в себе иные функции, а музыкальным оформлением становятся современные русские и зарубежные песни, которые разрушают эстетическое восприятие детей. Следует задуматься над тем, как современные мультфильмы влияют на поведение дошкольников.
Родители рано приобщают детей к мультфильмам. По причине занятости и нежеланием заниматься воспитанием собственных детей, родители позволяют своему ребенку смотреть мультфильмы по 1-3 часов в день. Дети смотрят мультфильмы онлайн, по телевизору.
Влияние мультипликационных фильмов на агрессивное поведение детей изучали: А. Бандура, В. С. Мухина, Д. В. Андрющенко, Д. В. Ольшанский, И. А. Медведева, М. Н. Баринова, М. В. Соколова, Н. Е. Маркова, Т. В. Наумова и др.
Если правильно подобрать мультипликационную картину, то она может стать хорошим оружием в развитии ребенка. С ее помощью возникает возможность вовлечь ребенка в процесс обучения без лишних проблем. Сегодня существует целый комплекс мультфильмов, направленных на познание различных качеств и свойств предметов. Так, некоторые из них помогают в изучении цвета, счета, а некоторые – языков и развитие логического мышления. В игровой форме и красочном сопровождении процесс обучения проходит гораздо проще как для ребенка, так и для его родителя.
Многие исследователи подвергают критике современные мультфильмы. Еще А. Бандура, проводя исследования в 60-х годах ХХ века, доказал, что «сцены насилия, жестокости, увиденные детьми по телевизору, пробуждают агрессивность и формируют негативные черты характера» [1, с. 184].
Как считает В. С. Соколова, «мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящее в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение» [5, с. 68].
В. С. Мухина отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируется с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения» [4, с. 272].
Все существующие мультфильмы разделяются на несколько категорий:
1) отечественные;
2) зарубежные (диснеевские, японские мультфильмы аниме и др.);
3) развивающие мультфильмы (отечественные, зарубежные, российские).
Отечественные мультфильмы, они по своему содержанию ближе к ребенку, так как в них отражается родная российская картина мира. В советских мультфильмах добрые герои противопоставляются злым. При этом добро в конце всегда побеждает. Да и злой персонаж подается в юмористической форме, что снижает его негативное воздействие. Отрицательный персонаж в советских мультфильмах обычно легко перевоспитывается, да и злой он только потому, что его никто не любил, с ним никто не дружил и не общался.
Аниме отличается от простых мультипликационных фильмов, она своеобразна. Ее привлекательность в том, что она погружает человека в другой мир реальности и создает ощущение волшебства, поэтому она может сильно повлиять на ребенка.
Для ряда зарубежных мультфильмов характерно и откровенно деструктивное влияние на ребёнка: употребление сомнительных речевых приёмов, ругательств, оскорблений, демонстрация антисоциального поведения в привлекательном ракурсе, спорных гендерных особенностей поведения, нереалистичных образов и сексуальной нетрадиционной ориентации. Сюжеты многих мультфильмов фактически пропагандируют насилие, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений). Особенно много претензий в связи со сказанным возникает к американским и японским мультфильмам.
И. А. Медведева, Д. В. Андрющенко и Н. Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:
1) «агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости;
2) девиантное поведение героев, которое не наказывается. В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе;
3) демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности; демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения;
4) демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты; безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям; негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы» [3].
При выборе мультипликационных фильмов для детей стоит в первую очередь решить, какие именно качества хотите привить своему ребенку. Ведь одни учат дружбе и верности, другие трудолюбию и терпению, третьи вообще развивают логику и ораторские способности. Если правильно делать подборку детских картин, то из маленького открытого ребенка вырастет настоящий искренний и трудолюбивый человек, стремящийся помогать окружающим.
Можно прийти к выводу, что современные мультипликационные фильмы отличаются зачастую, интересным сюжетом и более современным юмором, что для детей младшего возраста не всегда могут быть понятными. Советские мультфильмы являются классикой детского кинематографа. Мы согласны с мнением о том, что советские мультики отлично подходят для деток младшего возраста, так как они легкие в понимании и положительно влияют на психическое состояние ребенка. Аниме мультфильмы отличаются японской направленностью, из-за чего они часто очень похожи между собой. Такой вид мультиков наименее популярен среди детей. Наверное, наиболее популярными и однозначно наиболее полезными являются развивающие мультики. Такие мультфильмы позволяют научить ребенка чему-то новому или объяснить то, что у родителей не получается. Развивающие мультфильмы не только очень полезные, но зачастую и довольно интересные.
За последние годы, на телевидении появляется множество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского производства. Современное телевидение, кино и видео оказывают на ребенка все более интенсивное влияние, причем далеко не положительное. Ребенок часто находится под воздействием персонажей и сюжетов агрессивного содержания. Родители и специалисты выражают обеспокоенность за своих детей так, как созерцание сцен насилия может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. У детей при просмотре агрессивных сцен, закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
Мы предполагаем, что на высокий уровень агрессивного поведения старших дошкольников влияют современные, зарубежные мультипликационные фильмы, а именно, в которых сюжеты имеют сцены насилия, безжалости, жестокости, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений).