Психологический тип личности представляет собой сочетание различных черт личности в человеке и позволяет отнести его по критериям к одной из психологических групп.
В образовательной программе это имеет приоритетное значение, поскольку классификация учащихся по психологическому типу личности и распределение по соответствующим психологическим группам ведёт к эффективному росту успеваемости [3].
К сожалению, в большинстве учебных заведений Российской Федерации не ведётся учёт психологических типов личности учащихся. Последствием этого является нерациональное распределение учащихся в группах, невысокая успеваемость и непродуктивная работа учащихся.
Для разработки системы формирования групп учащихся по психологическим типам личности в высшем учебном заведение Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета, был проведён психологический тест Мегедь-Овчарова среди нескольких групп студентов. Кроме того, учащиеся этих групп указали свои оценки по общему предмету “Высшая математика”, для установления связи между психологическими типами студентов и успеваемостью.
На рисунке 1 представлена диаграмма психологических типов личности студентов групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета в количестве 50 человек.
Рисунок 1 - Диаграмма психологических типов личности студентов групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета в количестве 50 человек
В таблице 1 представлены коды для интерпретации психологического типа личности.
Таблица 1 - Коды для интерпретации психологического типа личности
№ п/п |
Цифровой код |
Социони-ческий код |
Между- народный код |
Психичиские функции по Юнгу-Кейрси |
Код темпе- рамента |
Код квадры |
|||
1 |
1357 |
ЛСИ |
ISTJ |
Ч (ощущения) |
Л |
Э |
И |
SJ |
Рациональные |
2 |
1358 |
ЛСЭ |
ESTJ |
Л (деловая) |
Ч |
И |
Э |
SJ |
|
3 |
1367 |
ЛИИ |
INTJ |
И (времени) |
Л |
Э |
Ч |
NT |
|
4 |
1368 |
ЛИЭ |
ENTJ |
Л (деловая) |
И |
Ч |
Э |
NT |
|
5 |
1458 |
ЭСЭ |
ESFJ |
Э (этические) |
Ч |
И |
Л |
SJ |
|
6 |
1467 |
ЭИИ |
INFJ |
И (времени) |
Э |
Л |
Ч |
NF |
|
7 |
1468 |
ЭИЭ |
ENFJ |
Э (этические) |
И |
Ч |
Л |
NF |
|
8 |
2358 |
СЛЭ |
ESTP |
Ч (волевые) |
Л |
И |
Э |
SP |
Иррациональные |
9 |
2367 |
ИЛИ |
INTP |
Л (со-отношения) |
И |
Ч |
Э |
NT |
|
10 |
2368 |
ИЛЭ |
ENTP |
И (возмож-ностей) |
Л |
Э |
Ч |
NT |
|
11 |
2457 |
СЭИ |
ISFP |
Э (отношений) |
Ч |
И |
Л |
SP |
|
12 |
2458 |
СЭЭ |
ESFP |
Ч (волевые) |
Э |
Л |
И |
SP |
|
13 |
2467 |
СЭИ |
INFP |
Э (отношений) |
И |
Ч |
Л |
NF |
|
14 |
2468 |
ИЭЭ |
ENFP |
И (возмож-ностей) |
Э |
Л |
Ч |
NF |
Среди студентов групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета преобладает психологический тип личности 1358 (ЛСЭ – ESTJ), 2358 (СЛЭ-ESTP) ,2467 (СЭИ-INFP). Для данных психологических типов характерны следующие психические функции:
1. 1358 (ЛСЭ – ESTJ): Деловая, ощущения, времени, этические;
2. 2358 (СЛЭ-ESTP): Волевые, соотношения, отношения, возможностей;
3. 2467 (СЭИ-INFP): Отношений, возможностей, волевые, соотношения.
На рисунке 2 представлены интертипные отношения между различными психологическими типами людей.
Рисунок 2 - Интертипные отношения между различными психологическими типами людей: А –активация (+), Д – дуальные (+), КТ – квазитождественные (+), ПД – полудуальные (+), З – зеркальные (+ -), ДЕ – деловые (+ -), М – миражные (+ -), Т – тождественные (+ -), ПР – подревизуемые (+ -), Р – ревизор (+ -), РО – родственные (+-), СЭ – суперэго (+ -), ЗК – заказчик (-), К – конфликтные (-), ПЗ – подзаказной (-), ПП – полная противоположность (-).
Согласно рисунку 2, студенты психологического типа ESTJ хорошо взаимодействуют со студентами психологического типа ESTP (квазитождественные отношения), однако конфликтные отношения наблюдаются со студентами психологического типа INFP. В свою очередь, между психологическими типами студентов ESTP и INFP наблюдаются положительные дуальные отношения.
Дуальные отношения характеризуются как полное единство противоположностей, самые комфортные для человека взаимоотношения. Квазитождественные отношения характеризуются хорошим сотрудничеством [1],[2].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что студентов необходимо разделить на группы:
1. Студенты психологической группы ESTJ и ESTP;
2. Студенты психологической группы ESTP и INFP.
Студенты психологической группы ESTJ не должны взаимодействовать со студентами психологической группы INFP.
Для установления связи между психологическими типами студентов и успеваемостью был проведён анализ успеваемости студентов трёх групп (50 человек) по предмету “Высшая математика”. На рисунке 3 представлены оценки студентов по “Высшей математике” для каждого психологического типа личности студентов Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.
Рисунок 3 - Оценки студентов по “Высшей математике” для каждого психологического типа личности студентов Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета
Оценки по “Высшей математике” 4 и 5 наблюдается в больше степени у студентов групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 с психолигичиским типом: ESTJ (1358), ENTJ (1368), ENFJ (1468), ISFP (2457), INFP (2467).
Низкая успеваемость по “Высшей математике” наблюдается у студентов групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 с психологичиским типом: INTP (2367), ESTP (2358), ENTP (2368). Данных студентов необходимо обьединить в группы для дополнительных занятий по “Высшей математике”, чтобы усилить знания по этому предмету.
Согласно рисунку 2, студенты с психологичиским типом INTP имееют полудальные отношения со студентами с психологичиским типом ESTP и полную противоположность со студентами с психологичиским типом ENTP. В свою очередь, студенты ESTP и ENTP имеют деловые отношения.
Полудальные отношения характирузются сотрудничеством, но не хваткой слаженности. Деловые отношения эффективны в учебной деятелньости. Отношения полной противположности характеризуются тем, что между людьми трудно достичь взаимнопонимания.
Таким образом, при формировании групп студентов для дополнительных занятий по “Высшей математике” для достижения высокой эффективности, необходимо создать две группы:
1. Студенты психологической группы INTP и ESTP;
2. Студенты психологической группы ENTP и ESTP.
Исключая взаимодействия студентов с противположными психологичискими типами INTP и ENTP, будет достигнута высокая эффективности в поднятии уровня знаний по предметру “Высшая математика”.