Государственный биосферный заповедник «Таймырский» создан с целью охраны и исследования естественных равнинных и горных тундровых экосистем в условиях тундры и самых северных на планете лесных массивов, располагающихся в бассейне Хатанги на участках Ары-Мас и Лукунский. Заповедник является крупнейшим в России, расположен на полуострове Таймыр в Красноярском крае [4, 9].
Заповедник выполняет свою роль более 35 лет, однако история планов его создания насчитывает гораздо больше времени – с 1939 г. Общая площадь заповедника превышает 2,71 млн. га [7, 8].
Территория заповедника включает 4 участка: основной из них находится в Хатангском и Диксонском административных районах Таймырского АО, а также участки – «Ары-Мас», «Лукунский», «Арктический» и охранная зона в Хатангском районе Таймырского АО [7, 8, 9]. Территориально участки заповедника представлены зоной лесотундры, подзонами южных, типичных и арктических равнинных тундр, а также горными тундрами гор Бырранга и акваторией заливов моря Лаптевых. Бырранга – самая северная в Российской Федерации горная система и самая северная материковая горная система на планете.
Несмотря на суровые природные условия Таймырского заповедника, он обладает богатым и уникальным биоразнообразием [10]. В заповеднике зарегистрировано 430 видов высших сосудистых растений, 222 вида мхов и 265 – лишайников. Растительный покров в ландшафтах арктических пустынь занимает до 40% их поверхности. Покров сформирован полосами по ложбинам морозобойных трещин. Здесь в основном присутствуют накипные и листоватые лишайники, очень мало мхов и цветковых растений (рис. 1) [6].
Рис 1. Мак белошерстистый - Papaver leucotrichum Tolm.
(фото С.В. Важова, Таймырский заповедник, 2016 г.)
В подзоне арктических тундр на северо-востоке заповедника и южных склонах предгорий Бырранга широко распространены дриадово-моховые растительные группировки, чередующиеся с прогалинами голого грунта. На положительных элементах рельефа сформированы пятнистые кустарничково-моховые тундры, для которых характерны пятна незаселенного растениями грунта, достигающими 70% всей площади. Такие пятна разделены морозобойными трещинами, по которым произрастают растения. В северной части подзоны субарктических тундр основу ландшафта составляют субарктические кочкарные и кустарничково-моховые тундры. В южной части подзоны встречаются небольшие участки ивняковых и ерниковых тундр [6].
На территории заповедника, согласно уточненным данным, произрастают 448 видов высших сосудистых растений (на 18 видов больше, чем было отмечено выше). Наиболее детально исследована флора сосудистых растений, причем она систематически пополняется [2]. В 1990 г. впервые было обнаружено многолетнее растение, образующее рыхлые дерновинки – лапчатка анахоретская (Potentilla anachoretica Sojak), ареал данного растения занимает территорию от Чукотки до низовьев Лены. В 1997 г. отмечен бореально-степной вид – осока твердоватая (Carex duriuscula C.A. Mey.), а также чукотский мак Шамурина (Papaver schamurinii Petrovsky), в 1998 г. найден эндемик острова Врангеля – одуванчик Ушакова (Taraxacum uschakovii Jurtz.), в 1999 г. – дальневосточный мятлик шерстистый (Poa lanata Scribn. et Merr.).
Один из самых северных лесов на Земле заповедный участок Ары-Mac находится на правом берегу р. Новой – левого притока Хатанги. Изолированные от основного массива прихатангской лесотундры лиственничные редколесья простираются почти на 20 км неширокой полосой вдоль р. Новой. Даурская лиственница является единственной древесной породой. Лиственничный древостой сравнительно невысокий – до 10 м в высоту, диаметр стволов не превышает 30 см; максимальная сомкнутость крон – 0,3–0,4; наибольший возраст деревьев достигает 250 лет. Лесной массив является уникальным в научном плане, на его примере можно проследить воздействие разнообразных факторов на рост и развитие лесной растительности в арктических широтах.
Другой северный массив заповедного лесного участка Лукунский расположен вдоль р. Лукунской, представляющей собой правый приток р. Хатанги. Деревья даурской лиственницы низкорослые – 4–6 м, диаметр ствола не превышает 15 см, деревья рассредоточены между собой на расстоянии до 18 м. Многие лесные популяции растений находятся на северном пределе своего распространения и их благополучие в основном зависит от погоды [6].
Суровые арктические условия заповедника мало препятствуют многообразию его растительного покрова [6]. Вся территория заповедника, за исключением участка "Лукунский", располагается в тундровой зоне, представляя все три ее подзоны – арктические, типичные и южные тундры. Арктические тундры отличаются бедностью флористического состава, доминантами здесь являются мхи (рис. 2), ивка полярная, лисохвост альпийский, ожики снежная и спутанная; иногда – дриада точечная и мелкие осоки.
Рис. 2. Кладония Томсона - Cladonia thomsonii Ahti.
(фото С.В. Важова, Таймырский заповедник, 2016 г.)
Тундры в основном характеризуются пятнистостью, площадь оголенных пятен широко варьирует, достигая 30–60%. Растительность обширных массивов бугров-байджарахов представлена травяными сообществами, значительные площади заняты термокарстовыми болотистыми лугами с преобладанием дюпонции, осоки одноцветной и пушицы Шейхцера.
К зональной растительности подзоны типичных тундр относится дриадово-осоково-моховые сообщества с доминированием дриады точечной, осоки арктосибирской и некоторых видов мхов: на более дренированных и сухих участках преобладает Hylocomium splendens var. Obtusifolium (Гилокомиум блестящий), на более влажных – Tomentypnum nitens (Томентипнум блестящий), Aulacomnium turgidum (Аулакомниум вздутый), Ptilidium ciliare (Птилидий реснитчатый). Тундры, занимающие водораздельные пространства, также имеют пятнистый характер, но оголенных пятен здесь меньше – 10–30% и часто они покрываются растительностью. В котловинах и по террасам рек сформированы полигонально-валиковые и плоскобугристые болота с кустарничково – и кустарниково-моховой растительностью по положительным элементам микрорельефа, сложенной ерником, ивами красивой и ползучей, дриадой, и мохово-травяной – в полигонах. Богатством и разнообразием растительности отличаются высокие дренированные берега рек и озер, так называемые яры. Здесь преобладают разнотравно-дриадовые, разнотравно-кассиопеевые тундры, а также луга, покрывающиеся в начале июля в период цветения живописным красочным ковром. В долинах мелких водотоков развиты заросли ивняков, чем южнее, тем они становятся более рослыми и флористически разнообразными.
Имеются в заповеднике редкие виды, внесенные в Красные Книги разных уровней [6]: кастиллея арктическая (Castilleja arctica Kryl. et Serg.), полынь арктосибирская (Artemisia arctisibirica Korobkov), брайя стручковая (Braya siliquosa Bunge), осока твердоватая (Carex duriuscula C.A.Mey.), крупки Поле и таймырская (Draba pohlei Tolm., D. taimyrensis Tolm.), остролодочник наклоненный (Oxytropis deflexa (Pall.) DC.), бескильницы Городкова и быррангская (Puccinellia gorodkovii Tzvel., P. byrrangensis Tzvel.), мытник шерстистотычинковый (Pedicularis dasyantha Hadac), родиола розовая (Rhodiola rosea L.).
На территории Таймырского заповедника произрастают изолированные, отстоящие далеко от основного ареала популяции – 39 видов, популяции на северном пределе распространения – 18 видов, а также реликтовые и эндемичные – 12 видов [2].
Экзотичность, многосторонняя жанровость и пейзажность таймырской природы являются основой, позволяющей создать предпосылки для трансформации их в качестве туристского товара, который можно предложить любителям экстремальных путешествий и просто любознательным рекреантам [1, 3, 5]. Это, в определенной степени, обеспечит таймырским ландшафтам не только эстетическую, но и экономическую составляющую, при целенаправленном использовании которой можно совершенствовать функционирование заповедника.