- Санкции
1.1 Общее понятие санкции
Санкция (в переводе с латыни sanctio — строжайшее постановление). Обратясь к специализированной литературе, можно встретить несколько определений этого понятия.
Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Санкция применялась к правонарушителям.
Международно-правовые санкции — коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству.
Дальнейшее рассмотрение будет касаться именно международно-правовых санкций.
1.2 Международно-правовые санкции в мировой истории
Мировая история - это история борьбы между различными странами. И всегда государства пытались влиять на своих соседей, используя различные непрямые методы воздействия. Но история показывает, что подобные меры часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить.
Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй, введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны.
В мировой истории существует множество примеров использования экономических санкций. В последние десятилетия в международных отношениях стала явной тенденция – применение санкций как мер ограничивающих поведения того государства, которое, с точки зрения инициатора санкций, создает угрозу международной безопасности и стабильности. Эти меры используются в качестве одного из силовых методов воздействия на страну-оппонента. По сути, санкции представляют собой промежуточный элемент в управлении конфликтом между инструментами «мягкой» и «жесткой» силы: в случае, если не помогают дипломатические методы, участники конфликта прибегают к подобным воздействиям, и если последние не достигают поставленных политических целей, то следующим шагом становится применение военной силы.
1.3 Определение понятия и целели санкции уставом ООН
Устав ООН (глава VII, статьи 39–41) – определяет понятие санкции как меры принудительного характера, принимаемые Советом Безопасности ООН в отношении государства – правонарушителя международного мира и безопасности, в ответ на наличие угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. [5]
Санкции можно определить как любые принудительные способы воздействий, цели которых направлены на то, чтобы 1) наказать того, против кого введены санкции, лишением каких-либо выгод или ценностей; 2) заставить соблюдать общепринятые нормы международного права, следование которым с точки зрения страны-инициатора представляется весьма значимым и существенным в международных отношениях. При этом целями подобных действий выступают: 1) принудительное изменение политических приоритетов страны, против которой вводятся санкции, в ту сторону, которая выгодна стране-инициатору; 2) принудительное изменение политического режима в стране, либо смещение высшего руководства страны; 3) демонстрация внутренних или внешних политических приоритетов страны-инициатора санкций.
1.4 Виды санкций
По видам санкции могут делиться на 1) дипломатические санкции (аннулирование дипломатических виз, разрыв дипломатических связей), 2) коммуникационные санкции (транспортные, запрет на перемещение определенных лиц и средств сообщения), 3) финансовые (блокирование иностранных активов определенного круга лиц, ограничение доступа на финансовые рынки), 4) экономические (торговое эмбарго, разрыв экономических связей), 5) научно-технические, спортивные и культурные (прекращение сотрудничества, запрет на участие в мероприятиях), 6) процессуальные (лишение права голоса в международных организациях, исключение из международных организаций), 7) военные (запрет на торговлю военной техникой, на разработку определенных видов вооружения).
1.5 Санкции против России
Все виды этих санкций коснулись нашей страны. Точкой отсчета для изучения влияния санкций и их последствий на развитие нашей страны будем рассматривать середину марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России. В ответ на это США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. С самого начала рядом стран были ратифицированы списки тех российских граждан, которым запрещен въезд на территорию этих стран. Затем начались санкции против российских компаний, среди которых крупные оборонные и сырьевых предприятия: «Алмаз-Антей», Уралвагонзавод, НПО Машиностроения, концерн «Калашников» (бывший «Ижмаш»), «Созвездие», «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), «Роснефть», «Новатэк», «Внешэкономбанк», «Газпромбанк». Россию исключили из G8. В том же году многие страны отказались признавать Крым, как часть территории РФ, поэтому санкции против него имели особо жесткий характер. Расторгались крупные военные договоры. В мае 2015 года власти Франции направили в Москву проекты документов о расторжении контракта на строительство «Мистралей».
Была даже предпринята попытка перестать обслуживать Россию такими платежными системами, как Visa и MasterCard. Серьезные санкции также были направлены против России в газовой и нефтяной отраслях. В каком-то смысле факт того, что Российских спортсменов олимпийских и параолимпийских не допустили до соревнований в 2016 году можно тоже считать санкциями, хоть и не прямыми.
Список санкций введенных с 2014 года очень велик и сейчас из-за ситуации в Сирии скорее всего он увеличится. По данным Российской газеты от 13.10.2016: "…государства Евросоюза рассмотрят возможность введения новых санкций против России из-за конфликта в Сирии…"
1.6 Влияние санкций на Россию
Изначально то, ради чего и задумывались санкции, не достигнуто. Россия не изменила своего отношения к Украине и не собирается возвращать Крым. И нет никаких признаков, что это случится в будущем.
Однако экономическое состояние в нашей стране сильно ухудшилось: ВВП падает, рост инфляции усиливается, внешний Госдолг растёт. Основной проблемой является то, что цены на нефть упали в 2,5 раза с 2012года и газ, а, как известно, огромная часть доходов нашей страны напрямую зависит от продажи энергетических ресурсов. Разумеется, это привело к снижению доходов в казну.
1.7 Ответные санкции
Россия ввела ответные санкции. Правительством России был сформирован список стран и товаров, импорт которых ограничивается. К таким товарам относятся говядина, свинина, птица, фрукты, сыры, орехи, молочная продукция и др. Конечно же, по мнению многих, экспертов, введения таких ограничений окажут отрицательное влияние экономические ситуации стран Евросоюза, поэтому нельзя сказать, что запад не заинтересован в сотрудничестве с Россией. Только в экономике Германии около 400 тыс. человек заняты на предприятиях, работающих по немецко-российским контрактам. [6]
Вот ещё один пример: продуктовое эмбарго, введенное Россией в ответ на экономические санкции западных стран, обошлось странам-поставщикам (не считая Украины и Турции) в 9,3 миллиарда долларов, передает ТАСС со ссылкой на доклад «Продовольственное эмбарго: итоги 2015 г.», подготовленный аналитическим центром при правительстве.
Итак, экономическая целесообразность сотрудничества разбивается о политические амбиции сторон, которые терпят взаимные убытки.
- Импортозамещение
2.1 Основные предпосылки импортозамещения
Импортозамещение – это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, который направлен на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом этого типа должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции предприятий посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.
Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения.
Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
2.2 Импортозамещение в Российской Федерации
Санкции 2014 года дали толчок импортозамещению, объективные причины необходимости которого созрели уже давно. Ориентация на сырьевую экономику привела к заметной импортозависимости, к тому, что отечественная промышленность оказалась неспособной конкурировать с иностранными товарами, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В итоге импортная компонента в производстве и в потреблении стала преобладающей.
По оценке главы правительства РФ Дмитрия Медведева, ситуация с импортом в некоторых областях промышленности крайне тяжелая: доля импорта в станкостроении оценивается приблизительно в 90 %, в тяжелом машиностроении — порядка 70 %, в нефтегазовом оборудовании — 60 %, в энергетическом оборудовании — около 50 %, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции — от 50 до 90 % и т.д. В гражданском самолетостроении импорт также пока носит подавляющий характер — более 80 %. [3]
Подобная чрезмерная зависимость от импорта в потреблении готовых товаров, а также отсутствие собственных производственных мощностей в условиях сжатия денежно-кредитного предложения, ведущего к дефициту инвестиций, затрагивает проблему суверенности страны и способности развиваться в ситуации внешнего экономического принуждения (ограничения в виде санкций).
2.3 Государственная политика курс на импортозамещение
В мае 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве [7]. В апреле 2014 года кабинет министров утвердил новую редакцию государственной программы России "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, в нашу страну.
В октябре 2014 года была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве.
2.4 Сельское хозяйство
Программой предусмотрен целый комплекс мероприятий по разработке и корректировке нормативных правовых актов в сферах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, таможенно-тарифного регулирования, фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора), земельной политики и международного сотрудничества. Распоряжением Минсельхоза России от 27 марта 2015 года был утвержден перечень инвестиционных проектов, реализация которых способствует импортозамещению по приоритетным мероприятиям данной государственной программы. В перечень вошли 464 проекта. Объем инвестиций по ним — 265 миллиардов рублей.[1]
Результаты этой политики говорят о положительной динамике в этот секторе экономики. Среди отечественных достижений в этом направлении можно отметить: инновационные разработки по мелиорации, образцы современной сельхозтехники, технологий и оборудования и продукты питания.
За 2 года субсидировано около 500 проектов на 300 млрд рублей. Совокупный объём вложений составил около 1,5 трлн рублей, и есть все основания полагать, что в ближайшие 4 года объём инвестиций в отрасль увеличится ещё на 1 трлн рублей. [6]
Таким образом, в сельском хозяйстве пищевой промышленности удалось восстановиться после значительного снижения импорта по большинству групп товаров. Не удалось, однако, существенным образом нарастить производство молока и рыбы, что объясняется удорожанием материально технических ресурсов и заемных средств.
2.5 Проблемные отрасли
В других же отраслях ситуация выглядит иначе. Не удается полностью приспособиться к новой экономической ситуации машиностроению. Здесь наблюдается падение производства практически всех групп товаров: автомобилей, автобусов, грузовиков. На 45,6% снизилось производство грузовых вагонов (при сокращении импорта на 80%), что объясняется образовавшимся в 2012-2015 годах «избытком» парка. Для того чтобы стимулировать производство в отрасли, правительством РФ был установлен запрет на эксплуатацию грузовых вагонов с продлённым с 2016 года сроком службы, что должно увеличить привлекательность приобретения новых вагонов. Однако нельзя не отметить и положительную тенденцию: в последний месяц 2015 года по данной позиции имел место рост в размере практически 25%, что связано, согласно отчету МЭР, с рядом институциональных и структурных изменений в отрасли.
Наблюдалась отрицательная динамика и в других элементах программы импортозамещения: станкостроении, металлургии, легкой промышленности, строительстве. Значительное снижение объемов производства в этих областях, как и в целом в экономике, вызвано слабым спросом, снижением инвестиционной активности, сокращением числа заказов, ростом нормы сбережений населения.
2.6 Предпосылки к успеху
Удалось достичь прироста в химической промышленности, которой в 2015 году составил 6,3%. Рост наблюдался практически по всем группам товаров, что объясняется выходом на проектную мощность запущенных ранее предприятий. Например, в группе «пластмассы в первичных формах» это «Полиом» в Омской области, «Тобольск-Полимер» в Тюменский области и «РусВинил» в Нижегородской. Как следствие, за 2015 год можно отметить заметные темпы прироста производства полипропилена (23,3%), полиэтилена (11,6%) и поливинилхлорида (17,7%).[4]
Последнее позволяет надеяться, что существенных прорывов удастся достичь и в других отраслях, поскольку сегодня в России находятся на последних этапах строительства или на первых порах эксплуатации множество проектов. В важных для импортозамещения отраслях это, например, завод чистых полимеров «Этана» в Кабардино-Балкарии, фармацевтический завод «Новартис Нева» в Санкт-Петербурге, Калининградский и Приморский автомобильные кластера, текстильная фабрика «Нергиз Дагестан». Таких проектов в России строится много, и целенаправленная политика государства не оставит их без поддержки.
Интересным фактом является то, что импортозамещение помогает реализация арктических проектов, которые открывают широкие возможности для развития российских промышленных предприятий и научных центров. Это понимают как поставщики, так и наиболее передовые компании, работающие на шельфе, активно внедряющие отечественные высокотехнологичные конкурентоспособные разработки [8].
Современный рынок информационных технологий предлагает широкий выбор программных продуктов, используемых в управлении организацией. Трудно переоценить значение автоматизации производства для повышения эффективности предприятий и учреждений [8]. И здесь уместно привести хороший пример успешной конкурентной борьбы отечественных высокотехнологичных разработок фирмы 1С с продукцией ведущих международных корпораций [2]. По данным международного аналитического агентства IDC в 2015 г. доля 1С в денежном выражении выросла до 32,7%. , несмотря на то, что продукция конкурентов оценивается в валюте, которая выросла за годы санкций почти в два раза!
- Вывод
Для восстановления своей экономики после введения рядом стран санкций правительством Российской Федерации проводится политика импортозамещения, которая предусматривает подъем производительности отечественных организаций. Однако на данный момент процесс импортозамещение находится на начальном этапе, но благодаря тому, что скоро будут завершено строительство заводов, что повлияет на улучшение ситуации в стране.
Все еще остается большой проблемой зависимость нашей страны от импорта сырья. Недавно было предложено сократить количество добываемых энергоресурсов, но пока некоторые кампании, в число которых входит РОСНЕФТЬ отказалась принять эти условия. Это говорит о том, что зависимость от продажи нефти и газа еще очень велика, что все еще тормозит развития в других областях, потому что многие все еще рассчитывают на продажу этих ресурсов. Можно обратить внимание на опыт ОАЭ, которые справились с подобной проблемой. Эмираты осознали, что нефть является исчерпаемым ресурсом, и, вследствие чего, начали вкладываться в другие отрасли экономики. На сегодняшний день доходы этой страны от нефти составляют лишь 6%.
России стоило бы перестать рассчитывать только на свои богатые энергоресурсы. Нам бы использовать большую часть бюджета на импортозамещение, чтобы обеспечить себе будущие великой страны, потому что только это может привести к относительной независимости и государству с высоким уровнем жизни населения.