Дошкольное образование со вступлением в XXI век ознаменовалось новым социальным заказом родителей детей раннего возраста. В стране открывается все больше дошкольных групп раннего возраста и вопрос адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду стоит очень остро. Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Одним из переломных моментов является его переход из семьи в детский сад.
Как отмечает А. А. Бодалев «детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети раннего возраста» [1].
Смена окружающей обстановки, привычной для ребенка, усложнение требований к поведению и общению детей, необходимость вступать в контакты с новыми взрослыми и детьми является для ребенка объективно сложной задачей, которая становится более сложной при нарушении зрения. По данным современных исследователей зрительная патология оказывает серьезное влияние на сферу чувственного познания, нарушает взаимодействие ребенка со средой и сказывается на всех сферах его жизнедеятельности. Во избежание возникновения целого комплекса вторичных и третичных отклонений в психическом развитии, дошкольнику с нарушенным зрением необходима своевременная помощь квалифицированного специалиста. Сокращать и исправлять их призвана современная система дошкольного образования.
Проблема адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения является одной из актуальных, что подтверждается ФЗ №73 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в котором указывается что, « в целях реализации права каждого человека на образование… создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в котором отмечается, что «стандарт направлен на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»
Целью нашей работы являлось исследование особенностей организации адаптации к детскому саду детей раннего возраста с нарушением зрения.
Для исследования этой цели мы изучили психолого-педагогическую литературу по адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к детскому саду, выделили характерные особенности развития этих детей, рассмотрели методики по адаптации и проанализировали психолого-педагогический опыт.
Итак, нарушения зрения в качестве первичного дефекта в первые месяцы жизни вызывает у малыша вторичные отклонения в развитии. Такие отклонения могут выражаться в меньшей активности и подвижности, более позднем выделении отдельных специфических раздражений как сигналов жизненно важных для малыша предметов и явлений окружающего мира.
Вторичные отклонения в раннем возрасте могут проявляются в своеобразии движений детей: появление стереотипных движений головы, рук, недоразвития акта хватания.
Когда ребенок с нарушением зрения поступает в детский сад, начинает активно развиваться самостоятельная деятельность в движении и общении. Предметная деятельность – основная у ребенка с патологией зрения. Отставание в психическом развитии выражается в существенной ограниченности знаний об окружающем мире.
Проблема адаптации детей является междисциплинарной и чрезвычайно актуальной в связи с тем, что в последнее время резко изменились общественно-культурные условия жизни нынешнего поколения. В психолого-педагогической литературе вопросы адаптации личности раскрыты достаточно подробно, однако отличительная черта этого процесса у детей раннего возраста с нарушением зрения в условиях детского сада изучена недостаточно. В связи с тем, что в последнее время численность детей с нарушением зрения увеличивается, одной из основных задач дошкольного учреждения становится поиск новых оптимальных условий адаптации с учетом особенностей и закономерностей отклоняющегося развития.
По мнению О.М. Родионовой адаптационный период характеризуется следующими факторами: «эмоциональная напряженность, беспокойство (различной степени выраженности) или наоборот - заторможенность»[4]. Успешность адаптации зависит от эмоционального состояния дошкольника.
Выполнение родителями рекомендаций офтальмолога значительно облегчает течение адаптации. С детьми, имеющими нарушения зрения важно постоянно общаться, что облегчит их пребывание в ДОУ.
У детей с патологией зрения адаптация протекает сложнее, чем у здоровых детей. С такими детьми психолого-педагогическая работа должна основываться на тесной связи с семьей ребенка. Необходимо создавать благоприятные условия для успешной адаптации, педагог должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе в благополучный эмоциональный климат. Очень важна артистичность педагога, ведь он должен уметь заражать своими положительными эмоциями и вовлекать в игру.
По мнению В.И. Граховой «дети с нарушением зрения находятся в более тяжелых условиях, чем другие дошкольники, так как плохо видят окружающее пространство. В детском саду адаптационную работу с такими детьми необходимо начинать со знакомства с зонами группы. Нужно рассказать о них ребенку, о правилах поведения в разных помещениях группы - это поможет преодолеть ему страх незнакомого пространства. Такую работу необходимо проводить в игровой форме» [2].
Дети раннего возраста с нарушением зрения в зависимости от возраста могут по-разному реагировать на новые условия жизни и довольно трудно адаптируются. Уровни адаптации зависят от сложности зрительного нарушения, условий воспитания в семье. Дети в период адаптации нуждаются в защите и поддержке взрослых. Поэтому главной задачей воспитателей и специалистов детского сада во время адаптации ребенка становится создание эмоционального комфорта для малышей.
Для определения степени и уровня адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения нами были подобраны следующие диагностические методики: анкета-прогноз «Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (Печора К.Л.), методика наблюдения за ребенком (А.С. Роньжина), метод для определения степени адаптации ребенка в ДОУ (Печора К.Л.) [3].
С целью преодоления трудностей, встающих перед педагогами в процессе адаптации и совершенствования процесса адаптационного периода ребенка раннего возраста с нарушением зрения педагоги-психологи и педагоги-практики используют в работе различные методы и приемы, направленные на достижение положительных результатов :
1) использование сказкотерапии в условиях адаптации в младшей группе ДОУ (Ощепкова Е.П., г. Красноярск, «Проект по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко», Улановская Г.П., г. Мариуполь «Сказкотерапия - как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»);
2) использование игрового сеанса «Мыльные пузыри» в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (Скоморохова Н.Н., воспитатель специальной (коррекционной) дошкольной группы МБОУ С(К) – НШ-ДС № 3 г. Нерюнгри, Н. Б. Фахрутдинова педагог-психолог ДОУ «Морячок» комбинированного типа города Москва);
3) применение метода песочной терапии (Братчина А.А., педагог-психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада № 88 «Улыбка» г. Белгорода, Мусилович Т. А, педагог-психолог отдела ранней помощи ГБОУ «ППЦ», г. Тольятти);
4) использование нетрадиционных методов (Мусилович Т. А, педагога-психолога, отдела ранней помощи ГБОУ «ППЦ», г. Тольятти).
Улановская Г.П. представляет опыт эффективного использования процесса сказкотерапии как способа образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Педагог-психолог практическим опытом работы доказывает, что «сказкотерапия это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищенности и аромат тайны».
Ощепкова Е.П. организует деятельность детей в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребенок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность ее ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.).
Н.Н. Скоморохова систематизировала основные задачи метода надувания мыльных пузырей:
1) снятие эмоционального и мышечного напряжения;
2) снижение импульсивности, тревоги;
3) развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
4) развития внимания, восприятия, речи, воображения;
5) развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
По мнению Н. Б. Фахрутдиновой что метод надувания мыльных пузырей помогает детям раннего возраста с нарушением зрения преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Базовыми средствами работы А.А. Братчиной в адаптационный период служат игры с песком, природным материалом (камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в игру, переключают их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.
Алина Алексеевна разработала алгоритм занятия. В основной части занятия - рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные с главным героем сказки. В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду деятельности.
Мусилович Т.А. считает, что «…иногда единственным приемом работы при адаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме». Автор данного опыта представляет систему шумовых игрушек, сделанных из различного цвета бусинок, бисера и поеток, дождика и фольги.
Исходя из этого, мы приходим к выводу, что методы и приемы, представленные практиками будут повышать уровень адаптации, способствовать обучению детей устанавливать контакт со сверстниками и воспитателями. Данные методы вносят в режимные моменты дня образовательный и развивающий компонент воспитания.
Анализ психолого-педагогического опыта и его систематизация позволяют нам говорить о том, что процесс внедрения нетрадиционных методов и приемов: песочная терапия, игровые сеансы «Мыльные пузыри», сказкотерапия, игровые технологии в процесс адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения позволяет не только облегчить протекание процесса адаптации, но и разнообразить методику их проведения.