Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF GIFTED PRESCHOOL AGE

Boltrukevich E.V. 1 Mamedova L.V. 2
1 UYTK
2 TI F NEFU
This article describes the features of the development of giftedness in preschool age. The author analyzes the work of both domestic and foreign psychologists on the development of giftedness in children of senior preschool age. Presented legal documents proving the relevance of this topic at the present stage. The author reveals and systematizes the following forms, methods aimed at the development of children's giftedness in the Russian Federation and in the Republic of Sakha (Yakutia), such as: design, experimentation, creative activity. Based on the analysis of psychodiagnostic literature the author selected psycho-diagnostic complex, which helps to identify the talent of children in preschool age. This article will be useful for students of higher educational institutions, preschool teachers and psychologists in specialized institutions.
ability
talent
the makings
development
curiosity
inquisitiveness
child
diagnosis
identification
support.

Интерес современного общества к одаренным детям, как к нашему будущему растет каждый день, поскольку на сегодняшний день становится очевидным, что благополучие и процветание общества зависит от развития личностных ресурсов человека, от того, что мы будем для этого делать.

Старший дошкольный возраст — это период накопления и усвоения ребенком знаний, т. к. именно знания лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одаренности.

Данная проблема исследования отражена в ряде нормативно-правовых документах таких как:

  1. Постановление Правительства РФ от 17ноября 2015 года №1239 «О выявлении одаренных детей».
  2. «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172.
  3. Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Малая академия наук РС (Я)». Они разработали проект - «Адаптация системы выявления задатков и развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в Республике Саха (Якутия)».

Целью является исследование возможного развития одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психологической литературы по теме исследования показал, что в настоящее время многие авторы не могут дать однозначный ответ, что же такое одаренность, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия, поскольку она включает в себя большое количество признаков, затрагивающих различные ее стороны. Ведущие отечественные и зарубежные психологи предлагают свое понимание в данной категории, которое опирается на педагогический, психологический, общественный или комплексный контекст.

В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского одаренность описывается как: «уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одаренность общая является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор» [3].

В своей статье «Социальная одаренность и ее проявление в дошкольном возрасте» психолог Я. Коломенский дает следующее определение одаренности: «это комплексная характеристика сферы способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграция способностей, обуславливающая широту возможностей человека; умственный потенциал, целостная характеристика познавательных возможностей и способностей; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений» [2, 21-24].

В. Н. Дружинин пишет: «общей способностью к познанию и решению проблем, определяющей успешность любой деятельности и лежащей в основе других способностей. Одаренность отождествляют с обучаемостью, талантом, чаще с интеллектом» [1, с. 71].

А. И. Еремкин понятие «одаренность» определяет, как: «свойство человеческой индивидуальности, проявляющееся в совокупности ее духовных сил и природных способностей, обеспечивающих высокий уровень творчества, результаты которого определенным образом изменяют или преобразуют окружающий мир» [6, с. 52].

В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» об одаренности пишет так: «что же вкладывается в понятие одаренность? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. В последнее время, правда, появилась тенденция для обозначения художественной одаренности использовать по преимуществу понятие таланта (талантливый пианист, художник и т. п.), а одаренность - это как бы родовое понятие для любого сорта ярких способностей» [6, с. 5].

В «Рабочей концепции одаренности» доктор психологических наук, профессор Д. Б. Богоявленская, рассматривает целостный подход к одаренности, как приоритетный. Это означает, что при изучении и развитии одаренности нельзя ограничиваться одним лишь анализом когнитивной сферы, нужно изучать личность одаренного ребенка в целом: «одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [5, с. 9].

Д. Б. Богоявленская также рассматривает и дает определение понятия «одаренный ребенок»: это ребенок, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [5, с. 11].

Итак, проанализировав психолого-педагогические исследования Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. С. Юркевич мы пришли к выводу, что понятие одаренность очень многогранно. Оно включает в себя много признаков, которые затрагивают ее различные стороны. Под одаренностью ребенка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Многие авторы придерживаются мнения, что одаренность не может возникнуть сама по себе. Все дети рождаются с задатками, только стоит их вовремя заметить и развить.

Существуют следующие виды одаренности: художественная, общая интеллектуальная и академическая, математическая, творческая, социальная, музыкальная, способности к музыкальному творчеству. Виды одаренности выделяются на пересечении традиционных пяти видов деятельности: «практической, теоретической (познавательной деятельности), художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной» [5, с.15]. Выделение многих видов одаренности служит важной цели – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

В современной практике существует большое количество подходов для выявления проблем развития детской одаренности. Анализ методической литературы позволил выявить следующие методы, приемы и способы, которые наиболее активно используются в воспитательном процессе.

В процессе изучения и обобщения психолого-педагогического опыта воспитателей и психологов РФ и РС (Я) по проблеме развития детской одаренности нами были выявлены и систематизированы следующие формы, методы, направленные на развитие детской одаренности.

Формы работы с одаренными детьми:

1)  нерегламентированная деятельность (О. И. Зотова, г. Сердобск);

2)  клубная работа (О. И. Зотова, г. Сердобск; Л. В. Родикова, г. Югорск);

3)  исследовательская деятельность (Н. В. Кудинкина, с. Пустотино);

4)  работа с привлечением родителей (Н. В. Кудинкина, с. Пустотино;Ю. А. Беспоясная, г. Краснодар; Г. А. Бочкова, г. Грязи; Конникова В. В., МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»«, Амгинский улус);

Методы, направленные на выявление и работу с одаренными детьми:

1)  наблюдение (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Е. В. Кленова, г. Клинцы; Н. В. Кудинкина, с. Пустотино; М. В. Гавриленко, г. Корсаков;О. И. Зотова, г. Сердобск; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на- Амуре);

2)  беседа (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Н. В. Кудинкина, с. Пустотино;М. В. Гавриленко, г. Корсаков; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на- Амуре);

3)  диагностические исследования (Л. В. Лычагина, г. Алдан; М. В. Гавриленко, г. Корсаков; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на– Амуре; Л. В. Родикова, г. Югорск);

4)  анкетирование (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Конникова В. В.  МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Ю. А. Беспоясная, г. Краснодар; М. В. Гавриленко, г. Корсаков; Л. В. Родикова, г. Югорск);

5)  сказкотерапия (Л. В. Лычагина, г. Алдан);

6)  творческая деятельность (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Г. А. Бочкова, г. Грязи;Е. В. Кленова, г. Клинцы;Н. В. Кудинкина, с. Пустотино);

7)  музыкотерапия (Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Г. А. Бочкова, г. Грязи; Е. В. Кленова, г. Клинцы);

8)  игротерапия (Г. А. Бочкова, г. Грязи; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на– Амуре; Л. А. Жарникова, п. Чульман);

9)  эксперимент (М. В. Гавриленко, г. Корсаков; О. И. Зотова, г. Сердобск; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на- Амуре);

10)       проектирование (Н. В. Кудинкина, с. Пустотино; М. В. Гавриленко, г. Корсаков).

Данные методы, которые воспитатели, педагоги-психология используют в своих работах, направленны на выявление и работу с одаренными детьми. Это: наблюдение, беседа, диагностические исследования, анкетирование, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, творческая деятельность, эксперимент, проектирование.

Также необходимо отметить, что работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

Как показало наше исследование интерес к одаренным и талантливым детям в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. Прежде всего, это потребность общества в неординарной, дивергентной личности. Поэтому также остается актуальной проблема по выявлению одаренных и талантливых детей.

На основании анализа психодиагностической литературы нами был составлен диагностический комплекс, который включает в себя:

1)   методику диагностики универсальных способностей, (В. Синельников, В. Кудрявцев);

2)   тест дивергентного (творческого) мышления (Ф. Вильямс);

3)   тесты креативности для детей (Дж. Гилфорд);

4)   тест (Е. П. Торранс).

Данные методики помогают выявить одаренность у детей старшего дошкольного возраста в четырех основных факторах творческого мышления: беглость (определяется общим числом ответов), гибкость (определяется числом категорий ответов), оригинальность (определяется числом редко приводимых ответов), разработанность (оценивается степень детализации ответов).