Интерес современного общества к одаренным детям, как к нашему будущему растет каждый день, поскольку на сегодняшний день становится очевидным, что благополучие и процветание общества зависит от развития личностных ресурсов человека, от того, что мы будем для этого делать.
Старший дошкольный возраст — это период накопления и усвоения ребенком знаний, т. к. именно знания лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одаренности.
Данная проблема исследования отражена в ряде нормативно-правовых документах таких как:
- Постановление Правительства РФ от 17ноября 2015 года №1239 «О выявлении одаренных детей».
- «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172.
- Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Малая академия наук РС (Я)». Они разработали проект - «Адаптация системы выявления задатков и развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в Республике Саха (Якутия)».
Целью является исследование возможного развития одаренности детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психологической литературы по теме исследования показал, что в настоящее время многие авторы не могут дать однозначный ответ, что же такое одаренность, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия, поскольку она включает в себя большое количество признаков, затрагивающих различные ее стороны. Ведущие отечественные и зарубежные психологи предлагают свое понимание в данной категории, которое опирается на педагогический, психологический, общественный или комплексный контекст.
В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского одаренность описывается как: «уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одаренность общая является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор» [3].
В своей статье «Социальная одаренность и ее проявление в дошкольном возрасте» психолог Я. Коломенский дает следующее определение одаренности: «это комплексная характеристика сферы способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграция способностей, обуславливающая широту возможностей человека; умственный потенциал, целостная характеристика познавательных возможностей и способностей; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений» [2, 21-24].
В. Н. Дружинин пишет: «общей способностью к познанию и решению проблем, определяющей успешность любой деятельности и лежащей в основе других способностей. Одаренность отождествляют с обучаемостью, талантом, чаще с интеллектом» [1, с. 71].
А. И. Еремкин понятие «одаренность» определяет, как: «свойство человеческой индивидуальности, проявляющееся в совокупности ее духовных сил и природных способностей, обеспечивающих высокий уровень творчества, результаты которого определенным образом изменяют или преобразуют окружающий мир» [6, с. 52].
В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» об одаренности пишет так: «что же вкладывается в понятие одаренность? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. В последнее время, правда, появилась тенденция для обозначения художественной одаренности использовать по преимуществу понятие таланта (талантливый пианист, художник и т. п.), а одаренность - это как бы родовое понятие для любого сорта ярких способностей» [6, с. 5].
В «Рабочей концепции одаренности» доктор психологических наук, профессор Д. Б. Богоявленская, рассматривает целостный подход к одаренности, как приоритетный. Это означает, что при изучении и развитии одаренности нельзя ограничиваться одним лишь анализом когнитивной сферы, нужно изучать личность одаренного ребенка в целом: «одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [5, с. 9].
Д. Б. Богоявленская также рассматривает и дает определение понятия «одаренный ребенок»: это ребенок, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [5, с. 11].
Итак, проанализировав психолого-педагогические исследования Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. С. Юркевич мы пришли к выводу, что понятие одаренность очень многогранно. Оно включает в себя много признаков, которые затрагивают ее различные стороны. Под одаренностью ребенка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Многие авторы придерживаются мнения, что одаренность не может возникнуть сама по себе. Все дети рождаются с задатками, только стоит их вовремя заметить и развить.
Существуют следующие виды одаренности: художественная, общая интеллектуальная и академическая, математическая, творческая, социальная, музыкальная, способности к музыкальному творчеству. Виды одаренности выделяются на пересечении традиционных пяти видов деятельности: «практической, теоретической (познавательной деятельности), художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной» [5, с.15]. Выделение многих видов одаренности служит важной цели – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.
В современной практике существует большое количество подходов для выявления проблем развития детской одаренности. Анализ методической литературы позволил выявить следующие методы, приемы и способы, которые наиболее активно используются в воспитательном процессе.
В процессе изучения и обобщения психолого-педагогического опыта воспитателей и психологов РФ и РС (Я) по проблеме развития детской одаренности нами были выявлены и систематизированы следующие формы, методы, направленные на развитие детской одаренности.
Формы работы с одаренными детьми:
1) нерегламентированная деятельность (О. И. Зотова, г. Сердобск);
2) клубная работа (О. И. Зотова, г. Сердобск; Л. В. Родикова, г. Югорск);
3) исследовательская деятельность (Н. В. Кудинкина, с. Пустотино);
4) работа с привлечением родителей (Н. В. Кудинкина, с. Пустотино;Ю. А. Беспоясная, г. Краснодар; Г. А. Бочкова, г. Грязи; Конникова В. В., МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»«, Амгинский улус);
Методы, направленные на выявление и работу с одаренными детьми:
1) наблюдение (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Е. В. Кленова, г. Клинцы; Н. В. Кудинкина, с. Пустотино; М. В. Гавриленко, г. Корсаков;О. И. Зотова, г. Сердобск; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на- Амуре);
2) беседа (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Н. В. Кудинкина, с. Пустотино;М. В. Гавриленко, г. Корсаков; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на- Амуре);
3) диагностические исследования (Л. В. Лычагина, г. Алдан; М. В. Гавриленко, г. Корсаков; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на– Амуре; Л. В. Родикова, г. Югорск);
4) анкетирование (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Ю. А. Беспоясная, г. Краснодар; М. В. Гавриленко, г. Корсаков; Л. В. Родикова, г. Югорск);
5) сказкотерапия (Л. В. Лычагина, г. Алдан);
6) творческая деятельность (Л. В. Лычагина, г. Алдан; Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Г. А. Бочкова, г. Грязи;Е. В. Кленова, г. Клинцы;Н. В. Кудинкина, с. Пустотино);
7) музыкотерапия (Конникова В. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус; Г. А. Бочкова, г. Грязи; Е. В. Кленова, г. Клинцы);
8) игротерапия (Г. А. Бочкова, г. Грязи; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на– Амуре; Л. А. Жарникова, п. Чульман);
9) эксперимент (М. В. Гавриленко, г. Корсаков; О. И. Зотова, г. Сердобск; О. И. Терезанова, г. Комсомольск –на- Амуре);
10) проектирование (Н. В. Кудинкина, с. Пустотино; М. В. Гавриленко, г. Корсаков).
Данные методы, которые воспитатели, педагоги-психология используют в своих работах, направленны на выявление и работу с одаренными детьми. Это: наблюдение, беседа, диагностические исследования, анкетирование, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, творческая деятельность, эксперимент, проектирование.
Также необходимо отметить, что работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.
Как показало наше исследование интерес к одаренным и талантливым детям в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. Прежде всего, это потребность общества в неординарной, дивергентной личности. Поэтому также остается актуальной проблема по выявлению одаренных и талантливых детей.
На основании анализа психодиагностической литературы нами был составлен диагностический комплекс, который включает в себя:
1) методику диагностики универсальных способностей, (В. Синельников, В. Кудрявцев);
2) тест дивергентного (творческого) мышления (Ф. Вильямс);
3) тесты креативности для детей (Дж. Гилфорд);
4) тест (Е. П. Торранс).
Данные методики помогают выявить одаренность у детей старшего дошкольного возраста в четырех основных факторах творческого мышления: беглость (определяется общим числом ответов), гибкость (определяется числом категорий ответов), оригинальность (определяется числом редко приводимых ответов), разработанность (оценивается степень детализации ответов).