Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE

Nikolaeva I.I. 1 Khayzbulina I.A. 1
1 Technical Institute (branch) of «North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov» in Neryngri
The article discusses the problem of emotional development of children of preschool age. The authors emphasize that the emotional development of the younger preschooler is one of the basic assumptions of his General mental development that determine the mental health of the child and formation of its source affluent psyche. After analyzing the experience of experts for the development of the emotional sphere of preschool children, noted the advantages of using methods of art therapy, which are the most effective way of building a stability of the emotional-volitional sphere of the personality of the preschool child. The article proposes the use of various art therapy techniques that is aimed at creating opportunities of expression preschooler, resulting in the establishment of positive emotional contact with others and remove emotional stress. The authors of the article is a reasonable conclusion that the art therapeutic environment correction and development training helps the child overcome communication barriers, better understand themselves and others, creates opportunities for expression that leads to positive results psychological intervention in emotional and behavioural spheres.
emotional development
emotional development
particularly emotional development of preschoolers
indicators emotional development of children of preschool age
art therapy methods
art therapy

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Актуальность работы состоит в том, что эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста тесно связано с личностным развитием, с формированием мира чувств и эмоций, введением их в мир культуры межличностных отношений, которые осуществляются в основном через эмоциональные механизмы сознания. Младший дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения, в этом возрастном периоде начинает складываться и укрепляться нравственные установки личности, выражающие ее отношение к другим людям,

Таким образом, проблема эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста является важным аспектом в современном образовании и воспитании.

На современном этапе дошкольного образования особое значение приобретает развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста, как залога их дальнейшего благополучного развития. В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДОУ подчеркивается, что «результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное и морально нравственное благополучие воспитанников» [7].

Целью статьи является анализ теоретико-методологических основ эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир детей играет важную роль в развитии умственных и волевых процессов, в усвоении вырабатываемых обществом нравственных норм. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л. С. Выготский, Н. А. Ветлунина, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович и т.д.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.

Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволяет выделить, что эмоциональное развитие младшего дошкольника рассматривается как одна из базовых предпосылок его общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка» [2]. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Это особенно важно именно в младшем дошкольном возрасте, пока основные механизмы регуляций еще не сформировались.

Таким образом, данный факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Н. Ежова, автор работ по развитию эмоций дошкольников, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в нее эмоциональных проявлений ребенка как заданных природой естественных ценностных форм жизни [3]. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой - акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на разных правах с познавательным и действенно-практическим. Л. С. Выготский подчеркивает, что эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее [2].

Н. Л. Кряжева, рассматривая эмоциональное развитие личности, выделяет существенные условия, при реализации которых работа педагога будет наиболее продуктивной:

1) «учет общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;

2) забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания;

3) обеспечение эмоциональной насыщенностью общей деятельности;

4) организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющих ее участников;

5) сохранение и развитие положительных эмоций ребенка;

6) обучение детей основам самоорганизации, самовоспитания, стимулирования себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций;

7) целенаправленная работа по воспитанию волевых качеств ребенка» [5].

В. А. Сухомлинский, изучая взаимосвязь эмоционального состояния и умственного развития, указывает огромную возвратную силу влияния эмоционального состояния на ум, на всю интеллектуальную жизнь. Л. С. Выготский в своих исследованиях отмечает, что «эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка» [2]. С. М. Бондаренко, О. Головко, Т. Репина, О. Е. Смирнова и ряд других авторов подчеркивают формирующую функцию эмоциональных психических состояний – влияние на ум, на становление личности, его характера, поведенческих особенностей в будущем [6]. Следовательно, нарушение психо-эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств.

По мнению Л. И. Божович, именно в дошкольном возрасте происходит активное познание окружающего мира, формирование личности ребенка, самостроительство мира чувств и эмоций, поиска собственного «лика». Безусловно, в этом поиске большое значение, конечно, имеет роль педагога, который сможет грамотно ознакомить детей с общечеловеческими нормами, и нравственными идеалами, ценностями, которые станут в дальнейшем базовыми ориентирами в жизни.

Нужно отметить, что в современной образовательной среде большое внимание уделяется инновационным образовательным технологиям, внедрению активных форм и методов обучения, а развитию эмоциональной сферы ребенка-дошкольника уделяется недостаточное внимание. Хотя, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, что наши дети мало эмоциональны. Л. С. Выготский писал о феномене «засушенного сердца», когда «обесчувствованию» способствует и технологизация, прогматизация жизни, в которой участвует ребенок [2].

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что эмоциональное развитие детей является наиболее существенной в развитии детей младшего дошкольника, опыт которого постоянно пополняется.

На основе проведенного теоретико-методологического анализа психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме следует подчеркнуть следующие особенности эмоционального развития детей в дошкольном возрасте:

1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируются эмоциональные предвосхищения;

3) чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

4) формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Проведенный контент-анализ научной литературы позволяет заключить, что основными показателями эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются:

- освоение социальных форм выражения эмоций и чувств;

- интенсивное развитие любознательности, которое способствует развитию удивления, радости открытий;

- развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств;

- эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам утверждать, что чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Безусловно, для развития устойчивого эмоционально-положительного состояния ребенка нужно создать такие условия, при которых развитие эмоциональной сферы будет протекать наиболее благотворно.

Данный факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста, направленной на создание безопасного пространства общения и условия для самовыражения, а также на формирование у них новых интересов, мотивов и потребностей.

Обобщенный и систематизированный нами опыт специалистов РФ и РС (Я) показал, что основными методами эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия. Использование данных методов помогает ребенку снять эмоциональное напряжение и переключиться к здоровой, жизнерадостной деятельности, игре.

На основе обзора методической литературы нами были обобщены и систематизированы различные виды коррекционно-развивающих занятий с помощью методов арт-терапии, которые, на наш взгляд, являются наиболее эффективным способом формирования устойчивости эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.

Термин арт-терапия (от английского «art – therapy») – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. Арт-терапия является «специализированной формой психотерапии, основанной на сильном влиянии искусства и творческой деятельности на эмоциональную и личностно-смысловые сферы человека, систему его отношений» [1].

Анализ научно-методической литературы показал, что наиболее эффективным методом в работе по эмоциональному развитию дошкольников является арт-терапия. Арт-терапия – метод основывающийся на предположении, что внутреннее Я отражается в визуальных формах с того момента как только человек начинает писать красками, рисовать и лепить. Развитие и коррекция посредством арт-терапии представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации эмоционального развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

В результате обобщения и систематизации опыта использования арт-терапевтических технологий в дошкольных образовательных учреждениях можно выделить следующие преимущества методов арт-терапии в работе по эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста:

1)        они просты и эффективны;

2)        сам процесс увлекает, захватывает ребенка;

3)        методы арт-терапии снимают негативные психические реакции неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проживается процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции;

4)        не осознавая, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в пространстве, а также тренирует интеллектуальные навыки;

5)        ребенок, конечно, приобретает бесценный опыт взаимодействия пока еще в микросоциуме.

Таким образом, в современных условиях именно методы арт-терапии в работе по эмоциональному развитию дошкольников оказываются наиболее эффективными, так как данное воздействие огибает все психологические защиты личности, не травмируя психику ребенка.

Для нашей психолого-педагогической работы по эмоциональному развитию младших дошкольников были разработаны коррекционно-развивающие занятия с использованием разнообразных методов арт-терапии, которые доставляют детям радость, положительные эмоции. На занятиях нетрадиционной техникой дошкольник, создавая изображения, отражает свои чувства, учится думать, творить, фантазировать, развивает уверенность в себе. Тем самым создается ситуация успеха у дошкольников, игры и творчества, которая доставляет ребенку радость, позитивные эмоции и утверждения у него этих эмоций и чувств.

На коррекционно-развивающих занятиях нами используются следующие арт-терапевтические методы:

1)        рисование сыпучими материалами;

2)         изображение методом тычка;

3)         оттиск печатями;

4)        пластилиногафия;

5)        марание – неструктурированное изображение. Отпечатки различными предметами на бумаге (игры, упражнения: «Дружные цвета», «Солнечный день», «Следы невиданных зверей», «Путешествия кубика» и др.);

6)        ритмичное движение рук, случайные мазки, размазывание и разбрызгивание краски (игры, упражнения: «Лопнул пузырь», «Новогодний салют», «Падает снег» и др.);

7)        штриховка, каракули – это графика. С помощью карандашей и мелков. Ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги в заданном направлении, не выходя за контуры фигуры (игры, упражнения: «Помоги ежику найти яблочко», «Заверши рисунок по контурам», «Заполни пространство» и др.);

8)        рисование пальцами, с применением пальчиковых красок (игры, упражнения: «Рисуем котику усы», «Нарисуем машине колеса», «Добавь лошадке пятнышки» и др.).

Таким образом, методы арт–терапии не так сложны, но несут в себе очень глубокий практический смысл и ценность. Арт-терапия помогает легче прожить адаптационный период младшему дошкольнику, снижает негативные реакции, воспитывает опыт социального взаимодействия. С помощью техники арт-терапии ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходит улучшение в его эмоциональной сфере, снимается психоэмоциональное напряжение. Арт-терапевтическая атмосфера способствует ребенку преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создавать возможность для самовыражения, что приводит к позитивным результатам психологической помощи в его эмоциональной и поведенческой сферах.