В последнее время наблюдается негативная тенденция роста конфликтов в стоматологической практике, основным способом разрешения которых подчас становится судебное разбирательство [2]. Согласно данным обзора специальной литературы по рассматриваемой проблеме, это обусловлено рядом причин, основными из которых являются: процессы обновления и совершенствования текущего национального законодательства, регулирующего сферу здравоохранения; возрастание роли субъективного фактора в процессе оказания медицинской услуги, с которым связано все более широкое участие населения; наличие значительного объема прав у людей, обратившихся за медицинской помощью (права гражданина РФ, пациента, потребителя, застрахованного лица; быстрое развитие медицинской науки и техники и внедрение в практику новых технологий и способов лечения и др.[6,4,7,9,10]
Как известно, сознательное осуществление гарантированных государством прав и выполнение правовых обязанностей в рамках отдельного общества связано с наличием определенного правового сознания [1]. Знание законов своего государства – это неотъемлемой частью правовой культуры общества, кроме того, для континентальной системы права, которая существует в России, абсолютной является презумпция знания закона. Русский философ И.А. Ильин еще в дореволюционное время писал в своей работе «О сущности правосознания», что «народ, не знающий «законов» своей страны ведет внеправовую жизнь или довольствуется самодельными и неустойчивыми зачатками права. Люди, не ведающие своих обязанностей, не в состоянии и блюсти их, и не знают их пределов…; люди, не знающие своих полномочий, произвольно превышают или трусливо уступают силе» и еще «…если человек хочет видеть свои личные права огражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в ее устроении».
Согласно данным специальных источников, правосознание можно определить как осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.
Таким образом, правосознание – это понятие сложное, включающее в себя познавательный, оценочный и регулятивный компоненты, которым соответствуют и аналогичные функции его, находящиеся в тесном единстве друг с другом. Правовое сознание, несомненно, находится в тесном взаимодействии с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др.
Привычное представление о деятельности врача-стоматолога как исполнителя строго определенных медицинских манипуляций явно устарело. Социологические исследования последних лет убедительно показали, что в результате социально-рыночных изменений в современной России конфигурация профессиональных ролей врача-стоматолога изменилась. В настоящее время можно с уверенностью говорить о формировании нового социально «портрета», являющегося образом совокупности профессиональных ролей. Реализация практической деятельности врача-стоматолога осуществляется в тяжелых психологических условиях, которые требуют от него выхода за рамки своей профессии и необходимость использовать знания и навыки их других областей науки, таких как менеджмент, психология и, конечно, право. Неисполнение какой-либо составляющей «профессиональной роли», например, в правовом поле оказания стоматологической услуги, приводит всегда к негативным последствиям, выполнение же роли, которая также может привести к несоответствию ожиданиям, в то же время будет свидетельствовать об объективной необходимости расширения границ данной роли, но без соответствующих знаний реализация ее также будет невозможна[8].
Таким образом, в современных условиях оказания стоматологической помощи и услуг врачи должна включать в круг своих профессиональных обязанностей медико-правовую составляющую, соотносить свое поведение с основными правовыми нормами и на основании их соблюдения владеть способами профилактики конфликтных ситуаций и, несомненно, уметь конструктивно их разрешать [3].
Стойкая тенденция нарастания конфликтных ситуаций в сфере оказания стоматологических услуг, наблюдаемая в последнее время, требует более детальную и жесткую правовую регламентацию, чем раньше [5]. Особенно это актуально для такой современной и бурно развивающейся отрасли стоматологической практики как дентальная имплантология, наиболее ярко выражающая коммерческий подход в медицине. Экономические факторы обусловлены высокой стоимостью данных видов услуг, а в отношении дентальной имплантологии – всегда возмездным ее характером. Кроме того, это услуга включается в себя группу последовательных этапов лечения и осуществляется различными специалистами (хирургом-имплантологом, ортопедом, зубным техником, а в ряде случаев терапевтом, парадонтологом и др.), что требует более четкой согласованности и последовательности действий, от которых и зависит благоприятный исход. Значительный уровень медицинских профессиональных рисков предполагает высокую вероятность возникновения конфликтной ситуации в правовом поле, что и наблюдается в настоящее время в стоматологической практике и, особенно при проведении дентальной имплантологии.
Согласно данным современных социологических исследований по вопросам, касающихся прав пациентов, большинство респондентов (82- 86 %) не имеют четкого представления о них, (92-98 %) не могут разграничить такие юридические понятия как права пациента и права потребителя. Кроме того, и большинство врачей слабо осведомлены о правах пациента [1]. В настоящее время основной проблемой представляется необходимость формирования и воспитание врачей как личностей, для которых главенство права не вызывает сомнение, развитие в них осознанной потребности соотносить правовые нормы с ценностями морали и биоэтики [3].
Освоение правовых знаний и применение их на практике помогает врачу найти свое место в гражданском обществе, кроме того, позволяет оценить правовую обеспеченность и ориентацию при осуществлении своей профессиональной деятельности, что в конечном результате ведет к созданию, декларированному законами, образу правоотношений и их регуляции [1]. Только осознание врачом себя полноценным субъектом складывающихся в здравоохранении правоотношений, своего правового статуса, реализация в повседневной профессиональной деятельности неукоснительного соблюдения законодательно-нормативных предписаний на основе реального уважения к закону лежит в основе реализации прав пациентов и в итоге послужит надежным фундаментом формирования правового поля оказания стоматологической помощи.