Правовой статус родственников в современном законодательстве чётко не определён. Прежде всего, родственник – внеправовая категория. Семейный Кодекс даёт понятие члена семьи. Исходя из содержания статей Семейного Кодекса РФ, к членам семьи относятся супруги, родители и дети, в том числе усыновители и усыновлённые, а «в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством», другие родственники. В категорию родственников, кроме родителей, в соответствии со ст.55, входят дедушки, бабушки, братья, сёстры и другие родственники.
Максимальный объём правомочий в правоотношениях по поводу оказания медицинской помощи имеют лица, наделённые статусом законных представителей. В их обязанности входит осуществление прав от имени пациента. Так, в соответствии со ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав интересов детей: «1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий». По Гражданскому Кодексу РФ законными представителями несовершеннолетних граждан являются их родители, усыновители или попечители, а также опекуны малолетних лиц и совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными (ст. 21, 26, 32 ГК РФ).
В правоотношениях по поводу оказания (получения) медицинской помощи часто и незаслуженно выпадает один важный субъект - родственник пациента. Концепция безоговорочного соблюдения данных конфиденциального характера и принцип автономии воли пациента не совсем учитывает социальный характер жизни человека и наиболее значимую его составляющую - семью. Между тем, заинтересованность родственников пациента в качественном оказании медицинской помощи и её благоприятном исходе трудно переоценить. Часто родственники пациента являются лицами, на которых ложится основное бремя заботы (ухода) о пациенте, она видят положительные и отрицательные последствия лечения, побочные влияния медицинских препаратов с учётом индивидуальных особенностей и реакции пациентов, первыми отмечают динамику положительных и отрицательных изменений в статусе. Заинтересованность родственников может простираться дальше информации о состоянии здоровья, прогноза и исхода лечения пациента.
Информация о состоянии здоровья родственника может быть рассмотрена в контексте значимости её для их собственного здоровья, например, в случае наличия гемоконтактной инфекции или генетического заболевания. Dr. Roy Gilbar в статье «Patient Autonomy and Relatives Right to Know Genetic Information» (2009) пишет, что анализ действующих в Англии и Израиле законов по медицинскому праву выявил неудовлетворенность как врачей, так и пациентов крайне узкими рамками требований соблюдения конфиденциальной информации в разнообразных жизненных ситуациях, с которыми приходится сталкиваться врачам. Дискуссии медицинских работников и специалистов в области медицинского права в Великобритании завершились принятием нового руководства для врачей, касающегося соблюдения конфиденциальной информации врачебной тайны («Times», September 26, 2009). Предполагается, что в случае выявления у пациента генетического заболевания, в том числе некоторых форм рака, врачи обязаны информировать близких родственников о наличии потенциального риска для их здоровья даже в тех случаях, когда пациент отказывается дать согласие на передачу информации родственникам [8].
В статье 20 «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.) прописаны права родственников как «одного из родителей или иного законного представителя» давать информированное согласие. В ч.9 данной статьи прописаны 5 возможных варианта оказания медицинского вмешательства и без согласия родственников при недееспособности гражданина, среди которых «если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы для жизни человека» [1] В этом случае у медицинского работника возникает право принятия решения «в интересах пациента», ограниченное этико-правовыми нормами, критериями качества и возможной ответственностью за ненадлежащее оказание медицинской помощи[2, 7]. Серьёзной недоработкой закона является отсутствие обязательного участия этических комитетов в подобных случаях [4, 5]. Близкие родственники пациента оказываются отстранёнными от влияния на важнейшие события в их частной жизни. Ущемлённым оказывается их право на частную и семейную жизнь, гарантированное ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, ст.6.4 говорится: «В случаях, когда сам пациент не может воспользоваться в настоящем документе правами, их должен осуществить законный представитель или лицо, уполномоченное на это пациентом; в случае отсутствия законного представителя или уполномоченного лица следует предпринять другие меры, направленные на представительство интересов пациента».
Возлагать представительство интересов пациента только на одну из заинтересованных сторон - медицинских работников, представляется неверным. Мы поддерживаем точку зрения ряда исследователей рассматриваемой проблемы о необходимости расширить права близких родственников в области защиты прав пациента в тех случаях, когда последний прямо, в письменной форме, указал на лиц, которым он доверяет осуществление таких прав [6]. Разработать механизмы участия близких родственников в принятии решений, касающихся медицинского вмешательства в тех случаях, когда пациент не в состоянии выразить свою волю. Определить правовой статус этических комитетов как участников процесса принятия решения о медицинском вмешательстве [10].
Необходимо также расширить информационные права родственников отдельных групп пациентов, в частности, в тех ситуациях, когда отсутствие информации о состоянии здоровья лица может привести к ущемлению прав и законных интересов третьих лиц. Расширение прав родственников пациента должно привести к улучшению контроля за качеством оказания медицинской помощи, гуманизации самого процесса её оказания, особенно наиболее уязвимым категориям пациентов, таким, как пожилые и тяжелобольные люди [9].