Актуальность заболеваемости психическими расстройствами обусловлена многими факторами, среди них их значительное влияние на такой показатель, как годы жизни, утраченные в связи с болезнью и преждевременной смертью (DALYs). В частности, на их долю приходится 19,5% всех лет жизни, утраченных в результате инвалидности, а на долю депрессии – 6,2% всех DALYs. Пять из пятнадцати важнейших факторов, оказывающих влияние на бремя болезней, приходится на долю психических расстройств. Помимо явного страдания от психических заболеваний, существует еще и невидимое бремя в виде отрицательного восприятия обществом, стигматизации и дискриминации лиц с психическими расстройствами.
Законодательство в области охраны психического здоровья является важным инструментом, гарантирующим адекватное и своевременное лечение и уход, защиту прав лиц, страдающих психическими расстройствами, способствует повышению уровня информированности и просвещения как среди пациентов и их родственников, так и всех членов общества [8]. Существуют различные подходы к законодательству в области охраны психического здоровья. В одних странах не существует специальных законов в данной сфере, а положения, связанные с защитой психического здоровья населения, прописаны в других законодательных актах. В то же время есть страны, обладающие консолидированным законодательством в области психического здоровья, где все аспекты, относящиеся к оказанию помощи и предоставлению услуг в области психического здоровья, зафиксированы в одном законе. Оба подхода имеют как преимущества, так и недостатки. Специальное законодательство легче исполнять и принимать; при этом нет необходимости внесения многочисленных поправок в уже существующие законы [5].
Процесс разработки, принятия и применения такого законодательства представляет хорошую возможность для привлечения внимания общественности к проблемам охран психического здоровья и проведения просветительских мероприятий по вопросам прав человека, дискриминации и стигматизации (происхождение термина «стигматизация» связано со словом «стигма», который в Древней Греции называли клеймо на теле преступника или раба). Тем не менее, отдельное законодательство акцентирует внимание на обособленности служб психического здоровья и лиц с психическими расстройствами; следовательно, потенциально оно может привести к усилению негативного отношения и предвзятости в отношении подобных лиц. Включение положений, относящихся к сфере психического здоровья, в различные отрасли права позволяет уменьшить стигматизацию и повысить степень интеграции лиц с психическими расстройствами в общество.
Помимо этого, поскольку данные положения являются частью законодательства, защищающего интересы широких слоев населения, существует больше шансов на принятие подобного законодательства вместе с положениями, относящимися к оказанию помощи лицам с психическими расстройствами. Один из основных недостатков подобного законодательства состоит в сложности охвата всех аспектов, относящихся к лицам с психическими расстройствами [3,4,6].
В России вопросы оказания медицинской помощи лицам с психическими расстройствами регламентирует Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года. Ценность данного закона состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь максимально гуманной и демократичной, по возможности сблизить ее в правовом отношении с другими видами медицинской помощи [1, 7]. Вместе с тем Закон исходит из того, что специфический характер психических расстройств делает необходимым и оправданным в некоторых случаях применение мер психиатрической помощи независимо от желания пациента [1,3].
Недобровольная госпитализация и лечение в психиатрическом учреждении продолжают оставаться спорными вопросами в области охраны психического здоровья, так как, с одной стороны, они посягают на личную свободу, право выбора и таят в себе опасность нарушения прав человека по политическим, социальным и другим причинам. С другой стороны, недобровольная госпитализация и лечение способны предотвратить причинение вреда здоровью самого пациента и других людей, а также помочь больному осуществить свое право на здоровье, которое, в силу его психического расстройства, он не может сделать самостоятельно. Законодательство в области психического здоровья должно обеспечивать баланс между правами отдельного человека и защитой общества в тех случаях, когда лица представляют потенциальную опасность для других людей вследствие наличия у них психических заболеваний.
В настоящее время в некоторых странах Евросоюза активно привлекаются к защите прав пациентов с психическими расстройствами и подготовке законодательных актов в области психиатрии различные неправительственные организации – ассоциации пользователей психиатрической помощи (пациентов и их родственников), а также международные и национальные правозащитные организации (например «Хельсинский комитет по защите прав человека», «Женевская инициатива в психиатрии», «Международная амнистия» и другие).
В то же время некоторые инициативы, исходящие от данных неправительственных организаций носят дискуссионный характер. Так, например, предлагается для решения о недобровольной госпитализации привлекать второго независимого специалиста-психиатра по усмотрения госпитализируемого пациента и его родственников. При этом данный специалист не должен быть лечащим врачом-психиатром данного пациента и не должен работать в психиатрических учреждениях, имеющих отношение к данной недобровольной госпитализации или представлять негосударственные учреждения.
В частности, от ассоциации пользователей психиатрической помощи в некоторых странах Евросоюза поступают предложения о недопустимости применения пролонгированных инъекционных форм психотропных средств при оказании неотложной психиатрической помощи без информированного согласия самого пациента. Поступают также предложения о разделении вопросов собственно недобровольной госпитализации и недобровольного медикаментозного психиатрического лечения, которые предлагается оформлять отдельными судебными решениями.
Таким образом, хотя независимый контроль при оказании психиатрической помощи и является необходимым в демократическом обществе, многие вопросы остаются дискуссионными и нуждаются в обсуждении и конкретизации [8,9,10].