Проблема повышения качества оказания медицинской помощи населению является наиболее актуальной для современного здравоохранения России [4,6,10]. Это, в свою очередь, инициирует проблему адекватной оценки качества медицинской помощи, как надлежащего оказания медицинских услуг. Многие специалисты обоснованно считают эффективность - характеристику степени положительного влияния медицинской помощи (услуги) на течение патологического процесса - существенным признаком качества медицинской помощи (услуги). Поэтому качество медицинской помощи (услуги) рассматривается в неразрывном единстве с её эффективностью.
В Российской Федерации правовые основы и гарантии качества товаров (работ, услуг) установлены Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ № 2300-1). На основании ст.4 Закона РФ № 2300-1 можно определить, что качество медицинской услуги:
- соответствует договору;
- конкретным целям оказания услуги;
- обязательным требованиям, предусмотренным законом.
Сказанное позволяет констатировать тот факт, что категория качества является многоаспектной.
Согласно концепции Ардашкина А.П. с соавт ( 2005 г) все разнообразие подходов к анализу и нормативному регулированию качества медицинских услуг можно представить в виде следующих трёх концептуальных моделей:
- процессная,
- акмеологическая,
- эргономическая.
Процессная модель качества актуализирует объективный операционный аспект медицинской деятельности на основе процессного подхода.
Примером юридической формы указанного подхода может служить Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования".
Акмеологическая модель качества исходит из приоритета характеристик субъекта медицинской деятельности - высокого профессионализма врача. Юридической проекцией акмеологической модели можно считать нормы Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.), согласно которым лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум [1]. Рекомендации консультантов реализуются только по соглашению с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.
Эргономическая модель качества в центре внимания ставит комплексный анализ объективных и субъективных факторов медицинской деятельности.
Представляется, что адекватной юридической формой эргономический модели может стать Медицинский кодекс РФ, в котором все значимые аспекты социальных отношений по поводу медицинской деятельности могли бы быть подвергнуты детальному правовому регулированию.
Качество и доступность медицинской помощи тесно связанна с реализацией биоэтического принципа справедливости. В п."а" п. 2 ст. 14 Всеобщей декларацией о биоэтике и правах человека, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в октябре 2005 г., установлено, что процесс в области науки и техники должен способствовать доступу к качественным медицинским услугам и важнейшим лекарствам.
В Заявлении о доступности медицинской помощи, принятом 40-й Всемирной Медицинской Ассамблеей в сентябре 1988 г., отмечено, что доступность медицинской помощи максимальна при соблюдении следующих условий:
- необходимая помощь доступна каждому пациенту;
- существует свобода выбора врача, системы предоставления медицинской помощи и системы её оплаты;
- население образовано и достаточно информировано в медицинском плане;
- все стороны адекватно участвуют в организации и управлении системой здравоохранения.
Таким образом, если говорить о правовых и этических аспектах деятельности врача на основе КММП, то на сегодняшний день можно констатировать следующее:
- В России с учетом особенностей национальной системы здравоохранения созданы правовая и этическая основы медицинской деятельности, соответствующие общепризнанными принципам и нормам международного права.
В наибольшей степени это справедливо для обеспечения безопасности медицинской помощи [4,8]. - Дальнейшего совершенствования требуют социально-нормативные основы обеспечения качества (эффективности) и доступности медицинской помощи [10].
Анализ современных источников литературы по рассматриваемой проблеме, позволяет сделать вывод, о том, что важными направлениями указанного совершенствования следует признать:
1) принятие Медицинского кодекса РФ [2, 5];
2) создание надежных государственных гарантий полной реализацией правового статуса пациента и медицинского работника [3, 7,9].