Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MODERN MODELS ASSESSMENT OF THE QUALITY OF MEDICAL CARE

Sorokin E.V. 1 Kim V.O. 1
1 Volgograd State Medical University
The problem of improving the quality of medical care provision is most relevant for the modern Russian health. This, in turn, initiates the problem of an adequate assessment of the quality of care as a proper medical services. The article presents current models of assessment of quality of care and their estimation. It presents the problem of access to health care, as the implementation of the principles of bioethics (the Universal Declaration on Bioethics and Human Rights, 2005). In Russia, taking into account the characteristics of national health systems to create a legal and ethical foundations of medical activities are, relevant universally recognized principles and norms of international law. To the greatest extent this is true for health care security analysis of modern sources of literature on the problem, it leads to the conclusion that the important directions of this improvement should be recognized: the adoption of the Medical Code of the Russian Federation, as well as the establishment of secure state guarantees for the full implementation of the patients legal status and health specialists.
quality of medical care
medical services
medical law
patient rights
bioethics
international law.

Проблема повышения качества оказания медицинской помощи населению является наиболее актуальной для современного здравоохранения России [4,6,10]. Это, в свою очередь, инициирует проблему адекватной оценки качества медицинской помощи, как надлежащего оказания медицинских услуг. Многие специалисты обоснованно считают эффективность - характеристику степени положительного влияния медицинской помощи (услуги) на течение патологического процесса - существенным признаком качества медицинской помощи (услуги). Поэтому качество медицинской помощи (услуги) рассматривается в неразрывном единстве с её эффективностью.

 В Российской Федерации правовые основы и гарантии качества товаров (работ, услуг) установлены Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ № 2300-1). На основании ст.4 Закона РФ № 2300-1 можно определить, что качество медицинской услуги: 

-  соответствует договору;

-  конкретным целям оказания услуги;

-  обязательным требованиям, предусмотренным законом. 

Сказанное позволяет констатировать тот факт, что категория качества является многоаспектной. 

 Согласно концепции Ардашкина А.П. с соавт ( 2005 г) все разнообразие подходов к анализу и нормативному регулированию качества медицинских услуг можно представить в виде следующих трёх концептуальных моделей:

  • процессная,
  • акмеологическая,
  • эргономическая.

 Процессная модель качества актуализирует объективный операционный аспект медицинской деятельности на основе процессного подхода. 
Примером юридической формы указанного подхода может служить Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования". 

Акмеологическая модель качества исходит из приоритета характеристик субъекта медицинской деятельности - высокого профессионализма врача. Юридической проекцией акмеологической модели можно считать нормы Федерального закона  «Об основах  здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.), согласно которым лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум [1]. Рекомендации консультантов реализуются только по соглашению с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного. 

Эргономическая модель качества в центре внимания ставит комплексный анализ объективных и субъективных факторов медицинской деятельности.
 Представляется, что адекватной юридической формой эргономический модели может стать Медицинский кодекс РФ, в котором все значимые аспекты социальных отношений по поводу медицинской деятельности могли бы быть подвергнуты детальному правовому регулированию. 

Качество и доступность медицинской помощи тесно связанна с реализацией биоэтического принципа справедливости. В п."а" п. 2 ст. 14 Всеобщей декларацией о биоэтике и правах человека, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в октябре 2005 г., установлено, что процесс в области науки и техники должен способствовать доступу к качественным медицинским услугам и важнейшим лекарствам. 

В Заявлении о доступности медицинской помощи, принятом 40-й Всемирной Медицинской Ассамблеей в сентябре 1988 г., отмечено, что доступность медицинской помощи максимальна при соблюдении следующих условий:

-  необходимая помощь доступна каждому пациенту; 

-  существует свобода выбора врача, системы предоставления медицинской помощи и системы её оплаты;

-  население образовано и достаточно информировано в медицинском плане;

-  все стороны адекватно участвуют в организации и управлении системой здравоохранения.

Таким образом, если говорить о правовых и этических аспектах деятельности врача на основе КММП, то на сегодняшний день можно констатировать следующее:

  1. В России с учетом особенностей национальной системы здравоохранения созданы правовая и этическая основы медицинской деятельности, соответствующие общепризнанными принципам и нормам международного права.
    В наибольшей степени это справедливо для обеспечения безопасности медицинской помощи [4,8].
  2. Дальнейшего совершенствования требуют социально-нормативные основы обеспечения качества (эффективности) и доступности медицинской помощи [10].

Анализ современных источников литературы по рассматриваемой проблеме, позволяет сделать вывод, о том, что важными направлениями указанного совершенствования следует признать:

1)      принятие Медицинского кодекса РФ [2, 5];

2)      создание надежных государственных гарантий полной реализацией правового статуса пациента и медицинского работника [3, 7,9].