В нормативных актах, регулирующих правоотношения в медицинской сфере, и прежде всего в Федеральном Законе 2011 г № 323 “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, отсутствует четкое определение понятия врачебной ошибки. В отношении медицинских учреждений и медицинских работников, допускающих предусмотренные законодательством нарушения, предусмотрены различные виды юридической ответственности, но среди них наиболее значимыми представляются гражданско-правовая и уголовная [1, 2, 3].
Гражданско-правовая ответственность при причинении вреда пациенту учитывает наличие вины, под которой понимают психически-волевое отношение правонарушителя к совершенному деянию или его последствиям. Вина проявляется в двух формах: умысел или неосторожность. При этом для применения гражданско-правовой ответственности безразлично, действовал ли причинитель вреда умышленно или по неосторожности.
Лечебное учреждение признается виновным, если установлена вина его работников, выражающаяся в ненадлежащем (виновном) исполнении своих служебных обязанностей по оказанию медицинской помощи. Вред, причиненный здоровью пациента в результате виновных действий (бездействия) медицинского учреждения, может выражаться в утрате (полностью или частично) заработка, в несении каких либо дополнительных расходов (на лекарства, усиленное питание, посторонний уход за потерпевшим и др.)
По российскому законодательству пациенту возвращается не только имущественный, но и моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину неправомерными действиями. Моральный (неимущественный) вред возмещается причинителем также при наличии его вины и представляет собой такие последствия правонарушения, которые не имеют экономического содержания и стоимостной формы (физические и нравственные страдания) [8, 9].
Основанием привлечения медицинского работника к уголовной ответственности является совершение им правонарушения - преступления, под которым понимают виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Обязательными признаками преступления являются противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость.
В судебно-медицинской литературе все неблагоприятные исходы лечения классифицируются на врачебные ошибки, несчастные случаи и наказуемые упущения.
Врачебная ошибка в медицинской практике наиболее часто понимается как неправильные действия или бездействие врача при исполнении им своих профессиональных обязанностей, не являющаяся следствием его недобросовестности и не содержащая состава преступления или признаков проступка. Таким образом, врачебная ошибка – это добросовестное заблуждение врача в диагнозе, методах лечения, выполнения операций и др., возникшее вследствие объективных и субъективных причин: несовершенства медицинских знаний, техники, недостаточность знаний в связи с малым опытом работы и др., не влекущее за собой уголовной ответственности. Несчастный случай в медицинской практике понимается как неблагоприятный исход такого врачебного вмешательства, в результате которого не удается предвидеть, а, следовательно, и предотвратить его из-за объективно складывающихся случайных обстоятельств. При этом врач действует правильно и в полном соответствии с принятыми в медицине правилами и методами лечения, что также исключает уголовную ответственность [5].
И, наконец, в третью группу неблагоприятных последствий входят случаи уголовно наказуемого недобросовестного оказания медицинской помощи.
При оценке обстоятельств, которые могли повлечь объективно ненадлежащую медицинскую помощь, необходимо учитывать следующие факторы:
1) недостаточность, ограниченность медицинских познаний в вопросах диагностики, лечения, профилактики некоторых заболеваний и осложнений (неполнота сведений в медицинской науке о механизме патологического процесса; отсутствие четких критериев раннего распознавания и прогнозирования болезней);
2) несовершенство отдельных инструментальных медицинских методов диагностики и лечения;
3) чрезвычайную атипичность, редкость или злокачественность данного заболевания или его осложнения;
4) несоответствие между действительным объемом прав и обязанностей данного медицинского работника и производством требуемых действий по диагностике и лечению;
5) недостаточные условия для оказания надлежащей медицинской помощи пациенту с данным заболеванием в условиях конкретного лечебно-профилактического учреждения (уровень оснащенности диагностической и лечебной аппаратурой и оборудованием);
6) исключительность индивидуальных особенностей организма пациента [6];
7) ненадлежащие действия самого пациента, его родственников, других лиц (позднее обращение за медицинской помощью, отказ от госпитализации, уклонение, противодействие при осуществлении лечебно-диагностического процесса, нарушение режима лечения);
В то же время, ненадлежащее оказание медицинской помощи, выражающееся в запоздалом (несвоевременном), недостаточном, неправильном (неадекватном) ее предоставлении, обуcловленное причинами субъективного порядка, безусловно, является основанием для наступления уголовной ответственности [7, 10].
При оценке тех или иных действий необходимо иметь в виду, что может существовать несколько методов лечения одной болезни, а врач в таких случаях имеет право их выбора, исходя из своего опыта, знаний, обеспеченности лекарственными средствами и других обстоятельств. Если из нескольких равноценных методов лечения болезни, принятых в современной медицине, врач остановился на каком-то одном, действия его являются правомерными [4].