Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

REPRODUCTIVE HEALTH IN PROBLEM FIELD OF MEDICAL LAW

Tsvetkova A.A. 1 Zakharova V.V. 1
1 Volgograd State Medical University
Assisted reproductive technologies introduced with the legal norms of Article 55 "Use of assisted reproductive technology" of the Federal Law "On the basis of public health in the Russian Federation" (Federal Law N 323 of 2011). At the same time, this topic is still widely discussed in the interdisciplinary field of medicine, sociology and law. In this regard, it presents a review of the regulatory legal acts regulating this area, the rules of the international law and the provisions of the outcome documents of global conferences, which developed the concept of reproductive rights, allowed to formulate the following principles for the implementation of the right to reproductive health. Formation of reproductive health regulation principles will help achieve systemic law governing this sensitive area. The above principles could form the basis for the construction of the whole system of legal regulation of human rights in the field of reproductive health.
high-tech reproductive technologies
medical assistance
medical services
the right to life
international law
medical law.

Вспомогательные репродуктивные технологии введены в правовое поле нормами ст.55 «Применение вспомогательных репродуктивных технологий» Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.) [1]. В то же время эта тема по-прежнему широко обсуждается в междисциплинарном поле медицины, социологии, юриспруденции [2, 3, 4].  В связи с этим, нами был проведен обзор нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, норм зарубежного законодательства, а также положений итоговых документов всемирных конференций, на которых была разработана концепция репродуктивных прав, позволивший сформулировать следующие принципы реализации права граждан на охрану репродуктивного здоровья.

Осуществление права на охрану репродуктивного здоровья гражданами по своей воле и в своих интересах. Данный принцип основывается на основополагающем репродуктивном праве человека -праве на свободный репродуктивный выбор, которое является продолжением многих личных прав человека, закрепленных в Конституции РФ. Свободный репродуктивный выбор означает возможность свободно принимать решение в отношении рождения или отказа от рождения ребенка, относительно числа детей и времени их рождения в браке или вне брака.

Каждый гражданин должен иметь право свободно и в своей воле, руководствуясь лишь своими интересами, без вмешательства третьих лиц или государственных органов, решать вопрос о своей репродукции [7, 8].

Равенство граждан в сфере охраны репродуктивного здоровья. Данный принцип основывается на конституционном положении о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.д. Представляется очевидным, что принцип равноправия касается всех сфер жизни, в том числе охраны репродуктивного здоровья, так как в целом концепция репродуктивных прав должна быть нацелена на то, чтобы выровнять социальный статус женщин и мужчин, а также минимизировать различия в имеющихся у различных социальных слоев возможностях доступа к средствам реализации репродуктивных прав.

Конфиденциальность при получении услуг в сфере охраны репродуктивного здоровья. Неприкосновенность частной жизни граждан - один из важнейших элементов правового статуса человека и гражданина во всем мире. Основные элементы института неприкосновенности частной жизни граждан получили отражение в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь».

Представляется очевидным, что информация, связанная с репродуктивной деятельностью человека, является предметом личной, семейной тайны, разглашение которой недопустимо без согласия самого человека [9].

Информированность о состоянии репродуктивного здоровья, о средствах и методах в сфере охраны репродуктивного здоровья. Право на информацию является важнейшим личным правом человека, непосредственно закрепленным в Конституции РФ (ст. 24, 29 Конституции РФ). Положения Конституции РФ, устанавливающие данное право, соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 16 Конвенции о правах ребенка, ст. 8 Европейской Конвенции защите прав человека и основных свобод) [5, 6].

Доступность гарантированного объема качественных и услуг по охране репродуктивного здоровья, и планированию семьи. Репродуктивное здоровье является одним из важнейших составляющих здоровья человека в целом, право на охрану которого – одно из важнейших социальных прав человека и гражданина.

В целях реализации данного принципа должен быть определен перечень гарантированных услуг по охране репродуктивного здоровья. Следовательно, необходимо создание многопрофильных амбулаторно-поликлинических комплексов с развитием специализированных видов помощи, обеспечивающих раннюю диагностику и лечение нарушений репродуктивного здоровья. Важнейшим направлением также является развитие и оптимизация детской и подростковой гинекологии и андрологии.

Защита прав граждан в сфере охраны репродуктивного здоровья. Защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства в соответствии с положениями ст. 45, 46 Конституции РФ. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Данный принцип в полной мере должен быть реализован в сфере охраны репродуктивного здоровья. Человек должен иметь право на защиту репродуктивных прав путем обжалования действий (или бездействий), решений органов, организаций и должностных лиц, нарушающих данные права.

Формирование принципов регулирования охраны репродуктивного здоровья позволит достичь системности законодательству, регулирующему данную деликатную сферу. Вышеперечисленные принципы могли бы лечь в основу построения всей системы законодательного регулирования прав человека в сфере охраны репродуктивного здоровья [10].