Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SUBJECTS OF DONATION: THE PROBLEM OF LEGAL DEFINITION

Sudarikov V.A. 1 Ramazanov R.N. 1
1 Volgograd State Medical University
The article discusses the problem of the legal definition of donation. The analysis of special literature on the problem allowed to determine features of the donation, as a special medico-legal concept: the availability of medical purpose; the presence of a conscious desire to donate part of his body or the body as a whole; availability of voluntary informed consent of the donor, and for certain types of donation - the absence of his disagreement on the removal of parts of the body; grant nature, lack of purpose to benefit from such action. It revealed that the ambiguity of the medical and legal terminology donation is characteristic of such objects of civil rights as human life and health. It was concluded that the optimization of legal regulation in the field of donation and its decriminalization promotes excretion in Russian civil law special branch - Medical law, which subjective and objective structure is more adequate to legislative and law enforcement practice in this problem scope.
the donation
donor's rights
the rights of the recipient
medical assistance
international law
medical law.

Исторически донорство крови и её компонентов получило распространение первым, поэтому рассматриваемое понятие в течение долгого времени существовало лишь в отношении этого вида донорства. Так, в Малой медицинской энциклопедии понятие «донорство» (от лат. «donare» - дарить) определено как добровольное предоставление части крови, её компонентов, а также других тканей или органов для лечебных целей.

 Комплексный анализ нормативно – правовых актов, регулирующих отношения донорства, также показал, что употребление термина «донорство» содержится лишь в федеральном законе, регулирующем отношения донорства крови и её компонентов – Федеральном законе от 9 июня 1993 г. «О донорстве крови и её компонентов». Норма статьи 1 этого закона закрепляет, что донорство крови и её компонентов – это свободно выраженный добровольный акт. Указанная норма закона скорее подчёркивает одно из условий донорства крови и её компонентов, нежели даёт определение исследуемого понятия.

К данному Федеральному закону существует только отсылочная норма п.15.ст.47 «Донорство органов и тканей человека и их трансплантация» Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.) [4].

Определение донорства в качестве некоего акта встречается и в некоторых словарях (например, в Энциклопедическом словаре медицинских терминов). Учитывая, что сам термин «акт» (от лат. actus) означает действие, поступок (Российский энциклопедический словарь), одно из проявлений какой-либо деятельности (Новый словарь русского языка), признание донорства лишь отдельным действием, единичным поступком не представляется возможным, поскольку значительно умалит его действительное значение.

Во – первых, в процессе донорства, помимо самого акта передачи трансплантата, для донора возникает целый ряд сопутствующих этому действий: медицинское обследование, страхование на случай заражения, получение медикаментозного и иного лечения в связи с утраченным органом или тканью, получение от государства определённых мер социальной поддержки и т.д.

Во – вторых, под таковым следует понимать не только процесс предоставления трансплантата (предмета донорства) самим донором, но широкий круг взаимосвязанных действий всех субъектов, принимающих в нём участие: донора, реципиента, медицинских работников, медицинского учреждения. Более того, что касается донорства крови и её компонентов, этому виду донорства зачастую характерна неоднократность, что лишний раз позволяет его рассматривать как своего рода профессиональную деятельность, а не единичный акт.

Для того чтобы признать предоставление органа, ткани, биологической жидкости или организма в целом донорством, необходимо наличие лечебной цели - восстановление определенных функций орга­низма или здоровья в целом, спасение жизни реципиента, создание новой жизни [2,8]. В силу этого обстоятель­ства, донорство, как правило, предшествует определенному медицинскому вмешательству: транспланта­ции, искусственной инсеминации, экстракорпоральному оплодотворению и переносу эмбриона в полость матки, суррогатному материнству, переливанию компонентов крови и т.д. [3,9]. Нельзя признать донорством предоставление определённых частей, отделённых от человеческого организма не специально, а в процессе других действий, т.е. не в лечебных целях, например, волос после стрижки для косметических целей, зуба после удаления, абортивного материала для приготовления медикаментов и т.п. Все подобные действия можно считать одним из способов распоряжения своим организмом, но не донорством.

Для уяснения сущности донорства также необходимо определить его основных субъектов – донора и реципиента.

Термин «донор» имеет латинское происхождение (от лат. dono) и означает «дарю». Из этого следует жертвенность, отсутствие какой-либо выгоды в мотивации донора. Современные словари и энцик­лопедии, в том числе Большой толковый словарь русского языка, содержат определение понятия «донор» без учета последних достижений медицины и признают таковым человека, дающего свою кровь или какой- либо орган для переливания, пересадки другому лицу. Подобное определение нельзя признать полным, поскольку в настоящее время, помимо донорства органов и тканей, широко распространено предоставление в лечебных целях биологических жидкостей, эмбрионов, всего организма в целях вынашивания ребенка и т.д.[8]. Более того, при применении программы «Суррогатное материнство» не имеет места переливание или пересадка предмета донорства, в то время как суррогатная мать является донором. Поэтому донором следу­ет считать лицо, добровольно и сознательно, как правило, на безвозмездной основе, предоставляющее в лечебных целях часть своего организма (орган, ткань, биологическую жидкость и т.д.) или организм в целом.

Реципиент (от лат. recipiens, родит, падеж resipientis - получающий, принимающий) - это лицо, кото­рому пересаживают какой-либо орган, ткань или клетки другого организма. В некоторых случаях (при аутотрансплантации) донор и реципиент являются одним лицом.

Обзор специальной литературы по рассматриваемой проблеме позволяет выделить следующие обязательные признаки донорства:

  • наличие лечебной цели,
  • наличие осознанного желания пожертвовать часть своего организма или организм в целом,
  • наличие добровольного информированного согласия донора, а для некоторых видов донорства - отсутствие его несогласия на изъятие части организма (ст. ст.47 «Донорство органов и тканей человека и их трансплантация», ст.68 «Использование тела, органов и тканей умершего человека» Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.) [1],
  • безвозмездный характер, отсутствие цели получения выгоды от такого действия.

Таким образом, донорство - это добровольная и сознательная деятельность, осуществляемая, как правило, на безвозмездной основе, по предоставлению (пожертвованию) органов, тканей, биологической жидко­сти, клеток или всего организма в целом в лечебных целях, выполняемая под строгим контролем госу­дарства и влекущая правовые последствия для ее субъектов.

Как пред­оставляется, с учетом этимологии термина «донор», донорством можно признать лишь безвозмездную "деятельность по предоставлению организма или его части. Однако сегодня действующим законодательством предусмотрено одно исключение из этого правила - донорство крови и ее компонентов [5,10].

В этой связи донорство следует рассматривать в широком и узком смысле. Донорство в широком смысле - это деятельность по предоставлению своего организма и его частей в лечебных целях, а в узком смысле - это безвозмездная деятельность по пожертвованию органов, тканей, биологической жидкости, клеток или всего организма для спасения жизни и восстановления здоровья людей. Выявленная неоднозначность медицинской и юридической терминологии донорства является характерной для таких объектов гражданского права как жизнь и здоровье человека, особенностью. На наш взгляд, оптимизации правового регулирования в области донорства и его декриминализации способствует выделение в гражданском праве отдельной отрасли – медицинского права, субъектный  и объектный состав которого более адекватен законотворческой и правоприменительной практике в рассматриваемом проблемном поле [2,7].