Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

GENERALIZATION OF EXPERIENCE OF TEACHERS AND PSYCHOLOGISTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) FOR THE PREPARATION OF PRESCHOOL CHILDREN FOR LEARNING IN SCHOOL

Gelichak S.M. 1 Nikolaev E.V. 1
1 Technical Institute (branch) of «North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov»
The article discusses the experience of teachers and psychologists of the Russian Federation and Republic of Sakha (Yakutia) on the formation of intellectual readiness of children of senior preschool age to school. Authors is the idea that the purpose of formation of intellectual readiness of children of senior preschool age is the development of children thinking, memory, imagination, formation of skills of educational activity and positive attitudes to learning in school. This in turn will have a positive impact on the development of fully developed personality of each child. This paper emphasizes that the use of techniques such as game-based rehabilitation, the method of group therapy, mastoplastica, therapy, and techniques such as: developing exercise contribute to the development of intellectual readiness of children of senior preschool age. After analyzing and summarizing the experience of teachers and psychologists of the Russian Federation and Republic of Sakha (Yakutia) on the formation of intellectual readiness of children of senior preschool age to school, it was concluded that the main methods and techniques are: game-based rehabilitation, the method of group therapy, mastoplastica and developing exercise.
children preschool age
igroterapiya
methods of group therapy
testoplastika
developing exercises.

Начало обучения в школе - сложный и ответственный момент в жизни каждого ребенка. Именно он определяет характер учебной деятельности на протяжении всего обучения. Успешность первых шагов побуждает ребенка к достижению новых успехов в учебе, а неуспех может надолго «отбить» желание учиться и пробудить отрицательное отношение к школе и к учению вообще.

Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе, предполагает наличие у него определенных знаний, умений и навыков. Ребенок должен владеть достаточным уровнем логического мышления и внимания.

В приказе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013) указывается что, «обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения» [1] и «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, а также обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей» [2].

Полноценная интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.) [5, с. 40].

На сегодняшний день большое количество исследователей затрагивали проблему формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Проблеме формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста посвятили труды такие исследователи, как: Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. М. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, А. А. Люблинская, и др. Опираясь на результаты исследователей был сделан вывод, что 30 - 40% от общего числа детей, которые поступают в первый класс, оказываются неготовыми к обучению в школе из-за недостаточно сформированных таких компонентов готовности, как: социальная, психологическая, интеллектуальная готовность.

Цель нашей работы – анализ и обобщение опыта педагогов-психологов РФ и РС (Я) по особенностям интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

В процессе изучения психолого-педагогического опыта РФ и РС (Я), нами были выделены методы и приемы, направленные на формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Основными методами являются:

  1. сказкотерапия (Е. В. Киевицкая, «Детский сад комбинированного вида № 1 «Родничок», г. Королев; Е. Ю. Гончарова, ФГБДОУ № 88, г. Якутск);
  2. игротерапия (Н. В. Пилипенко, МБДОУ «Детский сад № 1», г. Краснодар; Н. А. Балыгина, «Детский cад № 188», г. Краснодар; М. С. Иванова, МБДОУ № 42, г. Калининград; Н. Г. Афанасьева, МБДОУ ЦРР — Д/с № 2 «Оленёнок», г. Якутск);
  3. групповая терапия (С. В. Порядкина, МБДОУ № 7, г. Екатеринбург; В. П. Габышева, МБДОУ «Детский сад № 5 «Радуга», г. Якутск; Е. А. Попова, МБДОУ д/с № 1 «Звездочка», г. Якутск);
  4. тестопластика (О. А. Скуратова, МБДОУ № 102 «Подснежник», г. Якутск; О. И. Угрина, МБДОУ № 388 «Малышка», г. Новосибирск).

Также используются приемы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, а именно: развивающие упражнения (С. А. Колмагорова, МБДОУ № 8, г. Екатеринбург; М. А. Афанасьева, «Детский сад № 137», г. Санкт - Петербург; М. А. Гаврилова, МБДОУ «Детский сад № 6», г. Санкт - Петербург; Т. Н. Иванова, МБДОУ № 322, г. Красноярск; О. Г. Маклашов, МБДОУ «Детский сад № 69 «Брусничка», РС (Я) г. Якутск);

Рассмотрим более подробно методы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Педагог-психолог МБДОУ Московской области «Детского сада комбинированного вида №1 «Родничок», г. Королев Киевицкая Елена Валентиновна использует для формирования у детей интеллектуальной готовности сюжетно-ролевые игры. Кроме сюжетно-ролевых игр используется метод тестопластики, который позволяет формировать навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать задачу, удерживать ее в памяти, с помощью тестотерапии дети могут следить за показом действий или самостоятельно находить их.

Педагог-психолог ФГБДОУ № 88, РС (Я) г. Якутска Гончарова Елена Юрьевна также использует метод сказкотерапии в подготовке детей к школьному обучению, опираясь в своей работе на ролевые игры.

Пилипенко Наталия Владимировна (МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 1») использует в своей работе метод игротерапии, который позволяет установить эмоциональный контакт между детьми, а также снять стресс у детей старшего дошкольного возраста. Кроме игротерапии педагог-психолог использует диагностические методики Н. Н. Павловой и Л. Г. Руденко.

Воспитатель Балыгина Наталия Алексеевна, которая работает в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский cад № 188» использует также игротерапию с детьми подготовительной к школе группы. Кроме этого, воспитатель использует дидактические игры такие, как: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей.

Педагог-психолог МБДОУ № 42 г. Калининград Иванова Мария Семеновна использует метод игротерапии. Так же используется диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н. И. Гуткина): Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива, «Домик», «Да и нет», «Сапожки», «Последовательность событий», «Звуковые прятки».

Воспитатель МБДОУ ЦРР — Д/с № 2 «Оленёнок» г. Якутска Афанасьева Нюргустана Гавриловна использует, как и предыдущий педагог-психолог, метод игротерапии. Для анализа формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению использует следующие методики: «Учебная деятельность»; «Цветик-семицветик»; «Человек под дождем»; «Эталоны» (О. М. Дьяченко).

Педагог-психолог МБДОУ № 7 г. Екатеринбург Порядина Светлана Валериевна использует метод групповой терапии по средству сказкатегории (коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа»). Кроме данного способа формирования педагог-психолог использует программу развивающих занятий «Лаборатория профессора Ума», автором которой является М. Р. Григорьева. Данная программа позволяет развивать познавательные процессы у детей, например, с помощью данной программы развивается память, внимание, мышление и т.д.

Психолог МБДОУ «Детский Сад № 5 «Радуга» г. Якутска Габышева Вера Петровна использует метод группового тренинга, а также для диагностики у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальной готовности следующие методы: диагностика готовности ребенка к школьному обучению» (по Т. А. Нежновой); преобладание определенного мотива, при поступлении в школу» (по М. Р. Гинзбургу); изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности» (по Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной); адаптированная методика полярных профилей Осгуда – Гофштеттера.

Воспитатель МБДОУ д/с № 1 «Звездочка» г. Якутска Попова Евгения Афанасьевна использует метод групповой терапии, а для диагностики использует такие методы, как: «Запомни и расставь точки»; «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия); «Лесенка».

Воспитатель Скуратова Ольга Анатольевна МБДОУ № 102 «Подснежник» г. Якутска использует метод тестопластики, повышая при этом сенсорную чувствительность у детей, а также у дошкольников происходит формирование умения планировать работу, вносить изменения.

Как и предыдущий воспитатель, Угрина Ольга Игоревна, работающая в МБДОУ № 388 «Малышка» г. Новосибирска использует метод тестопластики по программе «Ловкие ладошки».

Кроме методов формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста педагоги-психологи используют приемы, а именно развивающие упражнения.

Педагог-психолог МБДОУ № 8 г. Екатеринбурга Колмагорова Светлана Алексеевна использует развивающие упражнения. Основными методиками при диагностике готовности детей к школе используются: ориентировочный тест школьной зрелости Керна - Йерасика; диагностическая методика (И. В. Дубровина и др.); методика исследования обучаемости (А. Ивановой); исследование процессов мышления (А. Н. Берштейн.).

Педагог-психолог «Детский сад № 137» Выборгского района Санкт-Петербурга Афанасьева Марина Алексеевна использует для формирования интеллектуальной готовности детей развивающие упражнения, а именно: упражнение «Кубики»; «Чудесные окошки»; «Семена»; упражнение «Попугайчик» и др., а также использует метод игротерапии.

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 6» г. Санкт-Петербург Гаврилова Маргарита Анатольевна использует развивающие упражнения. В качестве диагностики используются такие методики, как: 10 слов (Лурия А. Г.); выявление особенностей зрительного восприятия (Семаго М. М.); простые аналогии (Семаго М. М); чего недостает (Векслер) и др.

Педагог-психолог МБДОУ № 322 г. Красноярск Иванова Татьяна Николаевна использует развивающие упражнения, а для диагностики формирования интеллектуальной готовности детей к школе использует такие методы, как: ориентировочный тест школьной зрелости Керна - Йерасика; диагностика внимания (метод «Поставь значки»); диагностика памяти (метод «Узнай фигуру»); изучение мотивационной подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению.

Педагог-психолог МБДОУ Детского сада № 69 «Брусничка» г. Якутска Маклашов Олег Геннадьевич использует развивающие упражнения, а именно: упражнения «Коза», «Заяц»; вставь нитку в иголку; упражнения «Ладонь, ребро, кулак» и др..

Таким образом, проанализировав и обобщив опыт работы педагогов и психологов РФ и РС (Я) мы приходим к выводу о том, что основными методами и приемами интеллектуальной подготовки детей старшего дошкольного возраста являются: сказкотерапия, игротерапия, групповая терапия, тестопластика и развивающие упражнения. Далее, перед нами выступает следующая задача: разработать психолого-педагогическую программу формирования интеллектуальной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению с применением методов и приемов АРТ-терапии.