Начало обучения в школе - сложный и ответственный момент в жизни каждого ребенка. Именно он определяет характер учебной деятельности на протяжении всего обучения. Успешность первых шагов побуждает ребенка к достижению новых успехов в учебе, а неуспех может надолго «отбить» желание учиться и пробудить отрицательное отношение к школе и к учению вообще.
Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе, предполагает наличие у него определенных знаний, умений и навыков. Ребенок должен владеть достаточным уровнем логического мышления и внимания.
В приказе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013) указывается что, «обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения» [1] и «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, а также обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей» [2].
Полноценная интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.) [5, с. 40].
На сегодняшний день большое количество исследователей затрагивали проблему формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Проблеме формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста посвятили труды такие исследователи, как: Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. М. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, А. А. Люблинская, и др. Опираясь на результаты исследователей был сделан вывод, что 30 - 40% от общего числа детей, которые поступают в первый класс, оказываются неготовыми к обучению в школе из-за недостаточно сформированных таких компонентов готовности, как: социальная, психологическая, интеллектуальная готовность.
Цель нашей работы – анализ и обобщение опыта педагогов-психологов РФ и РС (Я) по особенностям интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
В процессе изучения психолого-педагогического опыта РФ и РС (Я), нами были выделены методы и приемы, направленные на формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Основными методами являются:
- сказкотерапия (Е. В. Киевицкая, «Детский сад комбинированного вида № 1 «Родничок», г. Королев; Е. Ю. Гончарова, ФГБДОУ № 88, г. Якутск);
- игротерапия (Н. В. Пилипенко, МБДОУ «Детский сад № 1», г. Краснодар; Н. А. Балыгина, «Детский cад № 188», г. Краснодар; М. С. Иванова, МБДОУ № 42, г. Калининград; Н. Г. Афанасьева, МБДОУ ЦРР — Д/с № 2 «Оленёнок», г. Якутск);
- групповая терапия (С. В. Порядкина, МБДОУ № 7, г. Екатеринбург; В. П. Габышева, МБДОУ «Детский сад № 5 «Радуга», г. Якутск; Е. А. Попова, МБДОУ д/с № 1 «Звездочка», г. Якутск);
- тестопластика (О. А. Скуратова, МБДОУ № 102 «Подснежник», г. Якутск; О. И. Угрина, МБДОУ № 388 «Малышка», г. Новосибирск).
Также используются приемы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, а именно: развивающие упражнения (С. А. Колмагорова, МБДОУ № 8, г. Екатеринбург; М. А. Афанасьева, «Детский сад № 137», г. Санкт - Петербург; М. А. Гаврилова, МБДОУ «Детский сад № 6», г. Санкт - Петербург; Т. Н. Иванова, МБДОУ № 322, г. Красноярск; О. Г. Маклашов, МБДОУ «Детский сад № 69 «Брусничка», РС (Я) г. Якутск);
Рассмотрим более подробно методы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Педагог-психолог МБДОУ Московской области «Детского сада комбинированного вида №1 «Родничок», г. Королев Киевицкая Елена Валентиновна использует для формирования у детей интеллектуальной готовности сюжетно-ролевые игры. Кроме сюжетно-ролевых игр используется метод тестопластики, который позволяет формировать навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать задачу, удерживать ее в памяти, с помощью тестотерапии дети могут следить за показом действий или самостоятельно находить их.
Педагог-психолог ФГБДОУ № 88, РС (Я) г. Якутска Гончарова Елена Юрьевна также использует метод сказкотерапии в подготовке детей к школьному обучению, опираясь в своей работе на ролевые игры.
Пилипенко Наталия Владимировна (МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 1») использует в своей работе метод игротерапии, который позволяет установить эмоциональный контакт между детьми, а также снять стресс у детей старшего дошкольного возраста. Кроме игротерапии педагог-психолог использует диагностические методики Н. Н. Павловой и Л. Г. Руденко.
Воспитатель Балыгина Наталия Алексеевна, которая работает в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский cад № 188» использует также игротерапию с детьми подготовительной к школе группы. Кроме этого, воспитатель использует дидактические игры такие, как: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей.
Педагог-психолог МБДОУ № 42 г. Калининград Иванова Мария Семеновна использует метод игротерапии. Так же используется диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н. И. Гуткина): Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива, «Домик», «Да и нет», «Сапожки», «Последовательность событий», «Звуковые прятки».
Воспитатель МБДОУ ЦРР — Д/с № 2 «Оленёнок» г. Якутска Афанасьева Нюргустана Гавриловна использует, как и предыдущий педагог-психолог, метод игротерапии. Для анализа формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению использует следующие методики: «Учебная деятельность»; «Цветик-семицветик»; «Человек под дождем»; «Эталоны» (О. М. Дьяченко).
Педагог-психолог МБДОУ № 7 г. Екатеринбург Порядина Светлана Валериевна использует метод групповой терапии по средству сказкатегории (коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа»). Кроме данного способа формирования педагог-психолог использует программу развивающих занятий «Лаборатория профессора Ума», автором которой является М. Р. Григорьева. Данная программа позволяет развивать познавательные процессы у детей, например, с помощью данной программы развивается память, внимание, мышление и т.д.
Психолог МБДОУ «Детский Сад № 5 «Радуга» г. Якутска Габышева Вера Петровна использует метод группового тренинга, а также для диагностики у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальной готовности следующие методы: диагностика готовности ребенка к школьному обучению» (по Т. А. Нежновой); преобладание определенного мотива, при поступлении в школу» (по М. Р. Гинзбургу); изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности» (по Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной); адаптированная методика полярных профилей Осгуда – Гофштеттера.
Воспитатель МБДОУ д/с № 1 «Звездочка» г. Якутска Попова Евгения Афанасьевна использует метод групповой терапии, а для диагностики использует такие методы, как: «Запомни и расставь точки»; «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия); «Лесенка».
Воспитатель Скуратова Ольга Анатольевна МБДОУ № 102 «Подснежник» г. Якутска использует метод тестопластики, повышая при этом сенсорную чувствительность у детей, а также у дошкольников происходит формирование умения планировать работу, вносить изменения.
Как и предыдущий воспитатель, Угрина Ольга Игоревна, работающая в МБДОУ № 388 «Малышка» г. Новосибирска использует метод тестопластики по программе «Ловкие ладошки».
Кроме методов формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста педагоги-психологи используют приемы, а именно развивающие упражнения.
Педагог-психолог МБДОУ № 8 г. Екатеринбурга Колмагорова Светлана Алексеевна использует развивающие упражнения. Основными методиками при диагностике готовности детей к школе используются: ориентировочный тест школьной зрелости Керна - Йерасика; диагностическая методика (И. В. Дубровина и др.); методика исследования обучаемости (А. Ивановой); исследование процессов мышления (А. Н. Берштейн.).
Педагог-психолог «Детский сад № 137» Выборгского района Санкт-Петербурга Афанасьева Марина Алексеевна использует для формирования интеллектуальной готовности детей развивающие упражнения, а именно: упражнение «Кубики»; «Чудесные окошки»; «Семена»; упражнение «Попугайчик» и др., а также использует метод игротерапии.
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 6» г. Санкт-Петербург Гаврилова Маргарита Анатольевна использует развивающие упражнения. В качестве диагностики используются такие методики, как: 10 слов (Лурия А. Г.); выявление особенностей зрительного восприятия (Семаго М. М.); простые аналогии (Семаго М. М); чего недостает (Векслер) и др.
Педагог-психолог МБДОУ № 322 г. Красноярск Иванова Татьяна Николаевна использует развивающие упражнения, а для диагностики формирования интеллектуальной готовности детей к школе использует такие методы, как: ориентировочный тест школьной зрелости Керна - Йерасика; диагностика внимания (метод «Поставь значки»); диагностика памяти (метод «Узнай фигуру»); изучение мотивационной подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению.
Педагог-психолог МБДОУ Детского сада № 69 «Брусничка» г. Якутска Маклашов Олег Геннадьевич использует развивающие упражнения, а именно: упражнения «Коза», «Заяц»; вставь нитку в иголку; упражнения «Ладонь, ребро, кулак» и др..
Таким образом, проанализировав и обобщив опыт работы педагогов и психологов РФ и РС (Я) мы приходим к выводу о том, что основными методами и приемами интеллектуальной подготовки детей старшего дошкольного возраста являются: сказкотерапия, игротерапия, групповая терапия, тестопластика и развивающие упражнения. Далее, перед нами выступает следующая задача: разработать психолого-педагогическую программу формирования интеллектуальной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению с применением методов и приемов АРТ-терапии.