Заболеваемость врожденным сифилисом - индикатор качества оказания медицинской помощи беременным. Данный показатель характеризует состояние здравоохранения в стране, а также отражает уровень преемственности врачей различных специальностей, в том числе, акушеров-гинекологов, дерматовенерологов, педиатров, эффективность проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий. Исследователи отмечают, что своевременная диагностика и адекватное лечение сифилиса у беременной предотвращает неблагоприятные последствия инфицирования плода [16].
Медицинская и социальная значимость проблемы врожденного сифилиса определяется не только его распространенностью, но и тяжестью поражения нервной системы и висцеральных органов, и как следствие, высокой летальностью этих детей. В категорию «эпидемиологический случай врожденного сифилиса», по определению американского Центра по контролю за заболеваемостью, включаются дети, рожденные от нелеченых либо неадекватно леченных женщин, а также тех, кто закончил лечение менее чем за 1 месяц до родов. Эпидемиологическими случаями также считаются сифилитические мертворождения (вероятные и подтвержденные) и поздние выкидыши. Среди эпидемиологических случаев 48,9 % составляют дети, родившиеся от матерей, не получавших дородовое наблюдение. Коме того, доля мертворождений и выкидышей у женщин, больных сифилисом достигает 24,5 %. Поздно законченное лечение является причиной врожденного сифилиса в 8,9 % случаев, незаконченное – в 4,4 % [2].
По данным исследователей, показатель заболеваемости сифилисом беременных на 100 тыс. женщин, закончивших беременность родами, в Читинской области в 2002 – 2007 гг. составил 570,2 – 814,6 случаев, при этом в территориях Восточной Сибири за аналогичный период данный показатель варьировал от 607,8 до 1111,9 [1]. В территориях Уральского, Сибирского и Дальневосточного ФО в 2006 - 2007 гг. диапазон показателей заболеваемости сифилисом беременных составлял от 122,4 до 1912,9 случаев на 100 тыс. беременных, закончивших беременность родами [6]. По мнению автора, на фоне снижения общего уровня заболеваемости высокий уровень заболеваемости сифилисом беременных обусловлен, с одной стороны, низким социальным статусом данной категории женщин, с другой – недостаточностью комплекса мер антенатальной профилактики врожденного сифилиса, в т. ч. первичной профилактики сифилиса у беременных. Среди причин сложившейся ситуации отмечены организационные дефекты должного взаимодействия между акушерско-гинекологической и дерматовенерологической службами [11].
Исследователи отмечают, что одной из негативных тенденций в эпидемиологии сифилиса у беременных является преобладание в данной группе раннего скрытого сифилиса. Так, в ходе проводимого в Российской Федерации пилотного проекта по эпидемиологическому надзору за регистрацией случаев врожденного сифилиса было установлено, что у женщин, родивших детей с врожденным сифилисом, в 78,0% случаев был диагностирован ранний скрытый сифилис [14].
Антенатальная профилактика сифилиса состоит в своевременном выявлении заболевания у беременной и ее адекватном лечении [3, 8]. Своевременное обращение за дородовым наблюдением, особенно в ранние сроки (в первом триместре), имеет прогностическое значение для рождения здорового ребенка. Принятое в нашей стране обязательное троекратное серологическое обследование беременных – в первой и во второй половине беременности, а также при поступлении в родильный дом – полностью себя оправдывает. За рубежом также признано необходимым серологическое обследование беременных в I и III триместрах беременности [19]. В сорока шести из 50 штатах (92 %) и Округе Колумбия в США регламентировано дородовое обследование на сифилис. В тридцати четырех из них (74 %) проводится одно исследование, обычно при первом посещении или в первом триместре беременности; а в двенадцати штатах (26 %) принято исследование в третьем триместре всех беременных и/или женщин из групп риска [17]. J. P. Lavigne et al. (2004) сообщили о четырех случаях инфицирования сифилисом во время беременности [18].
Исследователи отмечают, что дети, больные врожденным сифилисом, чаще рождаются у юных матерей, женщин, ведущих асоциальный образ жизни, планирующих отказ от ребенка и потому не состоящих на учете в женской консультации [4, 5, 10, 13].
Т. М. Шувалова и др. (1999) при обследовании 88 женщин, родивших детей, больных сифилисом отмечают, что большинство из них – маргинальные элементы, проявляющие безразличие к своему здоровью, к благополучному исходу беременности и здоровью будущего ребенка. Автором отмечено, что уклонение от лечения данного контингента достигает 32,5 % случаев, на учет в женскую консультацию в первой половине беременности встали лишь 24,4 % таких женщин, во второй половине – 18,3 %, остальные 57,3 % в женскую консультацию не обращались [15].
В настоящее время в мире, в том числе в России, наблюдаются резкие социально-экономические изменения, результатом которых является появление новых ядерных групп, таких как, беженцы, мигранты, а также уязвимых групп, что требует разработки и проведения адекватных современной эпидемиологической ситуации профилактических мероприятий [7, 9, 12].
Таким образом, неблагоприятная эпидситуация, медицинская и социальная значимость проблемы заболеваемости сифилисом беременных и связанной с ней проблемы врожденного сифилиса до настоящего времени сохраняет свою актуальность и диктует необходимость разработки и внедрения новых, соответствующих требованиям современности профилактических и противоэпидемических мероприятий.