Введение. Нейросифилис – специфическое поражение центральной и вегетативной нервной системы, заболевание, приводящее к нарушению когнитивного статуса, резкому снижению качества жизни, частой инвалидизации, и, нередко, к летальному исходу [1].
По данным официальной государственной статистики за последние 15 лет заболеваемость нейросифилисом в Российской Федерации возросла в 9,7 раза, и имеет тенденцию к росту. За период 2005-2009 гг. в 37,0 % Федерации Урала, Сибири и Дальнего Востока наблюдался стабильный рост раннего нейросифилиса и в 33,5 % рост позднего нейросифилиса, удельный вес которых в клинической структуре заболеваемости находится в диапазоне от 0,1 до 1,7 % и от 0,1 до 4,2 % соответственно [4].
Клиническое многообразие симптомов нейросифилиса, стертая клиническая картина заболевания, отсутствие патогномоничных симптомов, определяют трудности своевременной постановки диагноза в общей лечебной сети [9, 10]. Рост регистрации случаев нейросифилиса свидетельствует о том, что пациенты несвоевременно обращаются за медицинской помощью в специализированные лечебные учреждения, а используемые в клинической практике методы диагностики и лечения сифилиса не всегда адекватны [2, 3, 6]. В настоящее время в мире, в том числе в России, наблюдаются резкие социально-экономические изменения, результатом которых является появление новых ядерных групп, таких как, мигранты, а также уязвимых групп, требует разработки и проведения адекватных современной эпидемиологической ситуации профилактических мероприятий, включающих профилактику развития нейросифилиса [5, 7, 8]. Изучение современных клинико-лабораторных особенностей течения нейросифилиса для разработки алгоритма профилактики заболевания представляют научный и практический интерес.
Цель - определить современные особенности течения нейросифилиса на основании клинико-эпидемиологического исследования.
Материал и методы исследования
Анализ уровня и динамики заболеваемости сифилисом, в том числе нейросифилисом, осуществлялся на основании данных форм государственной статистической отчетности, утвержденных Приказом Росстата от 29.12.2011 N 520: № 9, № 34.
Изучение клинико-лабораторных, инструментальных данных проведено на основании обследования пяти больных нейросифилисом. Диагноз нейросифилиса установлен на основании федеральных клинических рекомендаций РОДВиК, (2015 г.): клинической картины заболевания; результатов серологических тестов в сыворотке крови (МРП, ИФА, РПГА), цереброспинальной жидкости (определение антител к T. pallidum в реакциях связывания комплемента с кардиолипиновым (РСКк) и трепонемным (РСКт) антигенами, РМП, РИФц, ИФА; цитологического исследования ликвора с подсчётом количества форменных элементов, определение белка.
Результаты исследования и их обсуждение:
В Свердловской области в 2000 году зарегистрировано 10011 случаев сифилиса, в 2015 году – 1275 случаев, при этом число больных нейросифилисом увеличилось с 3 до 28 (заболеваемость возросла в 9,3 раза).
Изучены клинические, лабораторные и инструментальные данные у пяти мужчин в возрасте от 32 до 56 лет, средний возраст 45 лет. У 4 больных диагностированы поздние формы нейросифилиса, у 1 - ранний асимптомный нейросифилис. У больных нейросифилисом отмечен отягощенный анамнез: алкоголизм, черепно-мозговые травмы, сопутствующие заболевания, асоциальный образ жизни, способствующие развитию поражений нервной системы при сифилисе.
У двух больных поздний нейросифилис с симптомами протекал по типу хронического сифилитического менингита, для которого были характерны симптомы менингита, поражение черепных нервов, а также очаговые симптомы. У 1 пациента наблюдались симптомы менинговаскулярной формы нейросифилиса, такие как головная боль, нарушение сна, личностные изменения, снижение интеллекта и памяти, дезориентация в пространстве. Еще одного больного с дезориентацией в пространстве и нарушениями памяти диагностирован паренхиматозный нейросифилис, прогрессивный паралич. Зрачковый симптом D. Argyll-Robertson (1869), ранее считавшийся патогномоничным для позднего нейросифилиса, наблюдался лишь у одного больного, был не выражен до степени полного угнетения прямой и содружественной фотореакции зрачков.
Важно отметить, что два пациента ранее лечились по поводу сифилиса вторичного и раннего скрытого (5 и 12 лет назад), при этом больные получали дюрантные пенициллины, в дальнейшем не состояли на клинико-серологическом контроле. Еще один пациент лечился по поводу позднего нейросифилиса, выявленного в неврологическом стационаре на фоне ишемического инсульта, однако, серологической динамики после двух курсов специфического лечения не наблюдалось.
Наиболее высокий показатель диагностической чувствительности нетрепонемных тестов был отмечен в РМП – 80%, аналогичный показатель в РСКк составил 40%. Более высокие показатели диагностической чувствительности были отмечены в трепонемных тестах: максимальные показатели - 100% - были отмечены в РПГА, ИФА; в РИФц, РСКт аналогичный показатель составил 80%. Анализ диагностической специфичности нетрепонемных тестов показал, что наиболее специфичными тестами при установлении диагноза нейросифилиса были РМП (специфичность - 80%), для РСКк данный показатель составил 40%. Анализ диагностической специфичности трепонемных тестов показал, что наиболее высокой она была при использовании РПГА (100%), несколько ниже - при применении РИФц, РСКт, ИФА (по 80,0%).
Выводы:
- Заболеваемость нейросифилисом в Свердловской области за период с 2000 г. по 2015 г. возросла в 9,3 раз. Рост заболеваемости обусловлен рядом факторов: последствия эпидемии инфекций, передаваемых половым путем, в том числе сифилиса (90е годы прошлого столетия); использованием дюрантных препаратов пенициллина больных с длительностью заболевания более года, не обеспечивающих трепонемоцидной концентрации антибиотика в ликворе; отсутствие необходимого учета и наблюдения за больными сифилисом, после проведенного лечения.
- Больные нейросифилисом имеют отягощенный анамнез (алкоголизм, черепно-мозговые травмы, сопутствующие заболевания, асоциальный образ жизни), способствующий развитию поражений нервной системы при сифилисе.
- Клиническая картина поздних форм нейросифилиса носит неспецифический, малосимптомный характер, что обусловливает необходимость настороженности в отношении данного заболевания и повышения преемственности врачей различных специальностей (дерматовенерологов, неврологов, психиатров).