«Здоровье – это гармония и баланс между различными сторонами человеческой природы, окружающей действительности и образа жизни» (Гиппократ). По трактовке Г.Шелтона здоровье означает «законченность, совершенство организации, т.е. жизненную надежность, гармонию функций, энергию и свободу от любых напряжений и скованности». В основе здоровье человека лежит здоровый образ жизни. Занятия по ЗОЖ – это комплексный подход, затрагивающий все аспекты, которые имеют какое-либо отношение к состоянию организма человека.
Одним из этапов здорового образа жизни является установка правильного режима дня. В первую очередь это здоровый и полноценный сон. Сон – это очень важная составляющая часть здоровья и полноценного функционирования человека. Начинать свой день необходимо с небольшой утренней зарядки. Вопросы гигиены очень важны. Стараться спланировать день таким образом, чтобы он имел свой режим. Правильный распорядок дня позволит не только больше успевать, но и хорошо высыпаться. Нужно соблюдать специальные правила, которые помогут сохранить здоровье. Соблюдение этих правил должно быть целенаправленным и системным. Не менее важны для здоровья такие составляющие, как правильное соотношение работы и отдыха, сон, умеренные физические нагрузки, понимание биологических ритмов своего организма, отказ от вредных привычек и многое другое.
Спорт способствует хорошему тонусу мышц, оказывает общеукрепляющее действие, предотвращая массовые заболевания. Спорт должен сосуществовать с закаливающими процедурами. Это полезно для организма вдвойне и такая профилактика ЗОЖ нужна еще с раннего детства. Наше здоровье зависит от важных факторов, в том числе и состояния психики. ЗОЖ также включает в себя такие аспекты, как: эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями; интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм. Если не будет здоровья, человеку не нужно ничего, даже богатств всего мира.
Мы провели эмпирическое исследование студентов ЕИ К(П)ФУ по выявлению выраженности здорового образа жизни. Мы применили Тест – анкету, состоящую из 24 вопросов
Первый вопрос анкеты выявляет, что вкладывают студенты в понятие здоровье. Для студентов ФТиСФ понятие здоровья включает – счастливая жизнь, жизнь без болезней, хорошее настроение, т.о. студенты под здоровьем подразумевают не только физическое тело, но и душевные качества. Далее мы выявили факторы, которые укрепляют здоровье. Перечислены такие факторы, как занятия спортом, здоровая пища, сон, свежий воздух, отсутствие вредных привычек, общение с близкими. Факторы, негативно сказывающие на здоровье – компьютер, плохое настроение, невысыпание, стрессы. Далее мы выявили ценности. На первом месте здоровье, понимание в семье, любовь, материальный достаток, жизнь без конфликтов, иметь хорошего друга (подругу). Такие ценности, как хорошая учеба, быть внешне красивым, заниматься спортом, иметь возможность путешествовать выражены меньше.
Анкета выявляет уровень ориентации на ЗОЖ. 62 % студента имеют средний уровень, 16 % выше среднего, 14 % высокий, и по 4 % низкий и ниже среднего уровни.
После опроса мы выявили, что 48 % студентов отметили в себе такие качества, как обязательность, справедливость, доброта. Только 38 % имеют духовный идеал. 38 % испытывают чувство гармонии, красоты, чувство, что жизнь прекрасна. Способны в случае конфликта взять себя в руки, и самостоятельно успокоиться 86 %. Стремятся чередовать учебу и отдых 67 %.
Посещают какую-либо спортивную секцию 33 %. Делают физическую зарядку 24 %. 57 % студентов считают, что не закаливаются. 37 % редко болеют простудными заболеваниями. В основном на нашем факультете девушки из сельской местности, поэтому они не курят и не употребляют алкоголь.
В заключение приведем слова П. Брэгча, который говорил, что «Для счастья человек должен выработать в себе 3 привычки: привычку к постоянному здоровью, привычку к постоянному труду и привычку к постоянному учению».