Различные науки изучают способности человека. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Большой вклад в изучение проблемы способностей внесли С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и др.
На базе Елабужского института Казанского федерального университета было проведено исследование, направленное на выявление различий в коммуникативных и организаторских способностей среди студентов двух факультетов: факультета психологии и педагогики; факультета татарской и сопоставительной филологии. Для достижения цели исследования была использована «Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности» В. Синявского и Б. А. Федоришина. Для математической обработки данных был применен критерий t-Стьюдента. Исследование проводилось среди двух групп испытуемых, по 15 человек в каждой группе.
В результате проведённого исследования было выявлено, что у студентов факультета психологии и педагогики коммуникативные способности развиты лучше (ср. знач = 0,6), чем у студентов факультета татарской и сопоставительной филологии (ср. знач = 0,47). Студенты факультета психологии и педагогики обладают более выраженными способностями взаимодействовать с людьми в процессе общения, так как это их профессионально важные качества. Развитию коммуникативных способностей способствуют практические занятия и тренинги. С помощью тренингов студенты приобретают навыки активного слушания, поддержки и демонстрации эмпатии партнеру по общению; у них формируется способность прогнозировать реакции партнера на собственные акты коммуникативных действий.
Сравнительное исследование организаторских способностей показало, что испытуемые обеих групп имеют уровень организаторских способностей ниже среднего. Средние значения равны 0,64 (студенты факультета психологии и педагогики) и 0,59 (студенты факультета татарской и сопоставительной филологии). Статистически значимых различий по данному показателю выявлено не было.