Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Современные исследователи объясняют человеческую мотивацию процессами мышления: «В основе индивидуальных различий и внутриличностной согласованности мотивированных действий лежит проводимый человеком анализ своих прошлых действий, планирование будущих действий и оценка своих личных качеств» [1, с. 452].

В ряде работ «мотив» рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа пишет, что «мотив» – это соображение, по которому субъект должен действовать [2, с. 247]. Х. Хекхаузен считает, что это лишь «конструкт мышления». За мотив им принимаются либо потребность, либо личностные диспозиции (тревожность и др.), либо внешние и внутренние причины того или иного поведения [3, с.530]. В качестве мотивов учеными называются: установки и потребности; желания, привычки, мысли и чувство долга; моральные установки и помыслы; предметы внешнего мира;психические процессы, состояния и свойства личности; потребности и влечения, склонности; чувства, переживания, представления и идеи.

Термин «мотивация» также понимается разными учеными по-своему. Например, Х.Хекхаузен определяет мотивацию как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность [3, с. 25]. Дж. Капрара объясняет мотивацию «усилиями, направленными на получение положительных чувств в отношении себя от самого себя» [1, с. 454].

Среди всех вышеприведенных определений можно выделить общее – в основе человеческих действий лежат мотивационные процессы, а мотивация складывается из совокупности мотивов и процесса их активации в деятельности индивида.

Современный выпускник высшего образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать студентам интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация к учебной деятельности.

Если под мотивами мы будем понимать внутренние побудители деятельности, определяющие поведение человека, а под мотивацией – внешние средства побуждения к активной деятельности, то в отношении студентов вузов можно выделить следующее:

1) даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении, так как мотивы – это мобильная система, на которую можно влиять; 2) мотивация- это общее название для процессов, методов, средств побуждения студентов к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования и научно-творческой деятельности.

Таким образом, мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, ив процессе формирования будущего профессионала. Особую роль для возникновения мотивации оказывает пробуждение интереса к выбранной специальности, отрасли ее исследования. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Мотивирование к обучению – непростой и неоднозначный процесс, направленный на изменения отношения личности студента, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Отрицательное или безразличное отношение к учебе, неудовлетворенность условиями обучения могут быть причинами низкой успеваемости или неуспеваемости студента.

Молодые, образованные и интеллигентные люди являются основой стабильного развития страны, основной движущей силой в развитии государства, поэтому ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышение принадлежит не только преподавателям и семье, но иобществу в целом.