Современное общество нуждается в активной, продуктивной личности, способной к саморазвитию и самореализации в процессе профессионального становления.
Обучение в ВУЗе является одной из первых этапов в формировании и становлении студента как субъекта будущей профессиональной деятельности. Годы студенчества помогают не только формировать видение своей будущей профессии и рода деятельности, но и познать свои возможности, свои силы в любом из видов деятельности. Личностная самореализация полагает удовлетворенность своим самосуществованием. В процессе обучения в ВУЗе у студентов должна быть сформирована потребность к самореализации во время учебы и в будущем. Условий для самореализации личности в процессе профессионального становления существует множественное количество. Все зависит от рода деятельности и ее направления.
Для подготовки самореализации в процессе обучения нужно, в первую очередь, выявить готовность студента к саморазвитию и самореализации. Она связана, прежде всего, с осознанием своих собственных желаний, мотивов и условий.
За время своего профессионального становления в Вузе студент проходит 3 ступени развития:
У него зарождаются намерения и желание заниматься профессиональной деятельностью, заниматься определенным видом самореализации, то есть готовность его к профессиональному выбору.
Целенаправленная подготовка на протяжении учебы в ВУЗе.
Рассматривается уже не готовность, а компетентность выпускника к активному вхождению в новой вид деятельности – к труду на каком-либо производстве.
Диагностика реализации потребности в саморазвитии проводилась среди студентов 2 курса физико-математического факультета Елабужского Института КФУ. Исследование осуществлялось с помощью опросника «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии».
На первое утверждение о том, стремятся ли они изучить самих себя, 63 % ответили неоднозначно, выбрав «и да, и нет», что говорит о нестабильном отношении к самому себе. То есть студенты не относятся серьезно к изучению своего внутреннего мира. 20 % ответили, что они действительно познают себя в полной мере и анализируют те или иные поступки, и лишь 7 % совсем не интересуются собой как личностью.
Ответы на 2, 5и 6 предложения показывают, способны ли опрашиваемые осознать, насколько важно уделять внимание своему развитию тем самым уделяя этому отдельное внимание. Лишь 28 % из опрошенных осознанно стараются выделить для этого время, остальные же 72 % даже не задумывались об этом.
Следующие 3, 9, 12 , 14 и 15 вопросы предполагают узнать об отношении студентов к самому себе, способны ли они оценить свои силы, насколько далеко они способны продвинуться. Около 53 % проанкетированных не верят в свои силы, не видят своего благополучного будущего. Остальные 47 % решили, что они достойны большего и способны приложить для этого все усилия, уже предвидя свое будущее в наилучшем для них свете.
Утверждения под номерами 4, 7, 8 и 13 раскрывают кругозор студентов. Насколько они его расширяют, познают ли новое извне и развиваются дальше. В среднем 52 % студентов действительно стараются узнать как можно больше нового и интересного для своего развития, дискутируют, обсуждают, приводят свои значимые аргументы. Следующие 23 % предпочли ограничить себя уже существующими знаниями и не вдаваться в подробности относительно новых. Оставшиеся 25 % дали неоднозначный ответ, аргументируя это тем, что лишь в силу обстоятельств (телевизор, реклама) они способны заинтересоваться чем-либо.
Таким образом, большинство студентов активно реализуют свои потребности в саморазвитии, уделяют большое внимание своему внутреннему миру и стараются сделать его богаче и интереснее.