Коренные преобразования, произошедшие в последние десятилетия в различных сферах жизнедеятельности людей, объективно привели к значительным трансформациям социокультурной ситуации развития, как каждого конкретного человека, так и общества в целом. Причем, трансформации эти не всегда являются позитивными.
Как отмечают М.А. Барг, Ю.Г. Буртин, В.А. Кутырев, В. Мурашов, В.Н. Шилов и многие другие ученые, превальирующий в настоящее время утилитарно-прогматический взгляд человека на все то, что его окружает, неизбежно приводит к глобальным негативным изменениям и в личностной сфере людей, и в жизни общества в целом. Экспансия материального в систему взаимоотношений человека с окружающей его действительностью объективно привела к утрате многих духовных, моральных, нравственных ценностей и нормативов, которые не одно столетие обусловливали гармонию жизни и деятельности людей. Одной из таких практически утраченных для многих людей ценностей является ценность семьи и брака, а также ценность родительства. Наше молодое поколение не стремится, да и не видит, себя родителями.
Вместе с тем, ведь все в нашей жизни (и успехи, и наши промахи) начинается с детства!!!
Как хорошо известно, данное высказывание, но как редко мы задумываемся над его содержанием: ВСЕ начинается с ДЕТСТВА.
Не случайно одной из актуальных проблем современного психологического знания является проблема психологии родительства (исследования С.П. Акутиной, А.Г. Вишневского, Е.М. Гурко, С.В. Захарова, Н.В. Кисельниковой, Р.В. Овчаровой, Г.Г. Филипповой и других ученых). Осуществленный нами анализ исследований области интересующей проблемы, позволяет сделать вывод о том, что, в первую очередь, обращаются к самому термину «родительство». Мы сочли возможным выделить следующие подходы к его определению:
С.Г. Абрамова [1] рассматривает родительство как социальные роли матери и отца;
И.С. Кон [4], исследуя проблему родительства, говорит о нем не только как о специфической социальной роли субъекта, но и как о нормативных предписаниях культуры, родительских чувствах любви, привязанности к детям, а также, как о реальном поведении родителей по отношению к своим детям, и даже как о стиле воспитания, как о системном, интегративном личностном образовании, включающем в себя знания, представления и убеждения относительно себя, как родителя, трактует данный феномен Р.В. Овчарова [4]. С точки зрения данного автора, феномен родительства может быть представлен одновременно в следующих аспектах:
– индивидуально-личностные особенности личности родителя (как матери, так и отца),
– родительство в системе семейного воспитания и взаимодействия с детьми,
– родительство как общественный институт, способствующий оптимальному развитию детей;
схожее определение термина «родительство» мы обнаружили и у Е.Г. Смирновой [6], которая под родительством предлагает понимать «интегральное психологическое образование личности отца и/или матери» представленное системой взаимодействий ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношения, позиций, ответственности, способствующих формированию определенного стиля семейного воспитания» [6, с.8].
Наиболее же обобщенный и емкий подход к определению термина «родительство», с нашей точки зрения, предлагает М.О. Ермихина [6], понимая под данным феноменом осознание духовного единства с партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологические образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, позиций, родительской ответственности и стиля воспитания.
Исходя из признания родительства как сложного образования, обращаются исследователи и к изучению его структуры:
С.П. Акутина [1] говорит о когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих родительства;
М.О. Ермихина [3] к структурным компонентам родительства предлагает относить: семейные ценности (представляющие сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений), родительские установки и ожидания, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания и некоторые другие характеристики.
Обращаются исследователи и к характеристике «правильного», нормативного родительства, понимая под ним (мы апеллируем к подходам разных ученых), родительство осознанное, сознательное, ответственное, компетентное и т.д. – в зависимости от позиции автора.
Так, для «сознательного родительства» и «ответственного родительства», как отмечает А.А. Абрамова [1], типичны активное избирательное отношение к вопросам выбора приемов, методов, техник воспитания детей, то «компетентное» и «просвещенное» родительство могут свидетельствовать, в первую очередь, об уровне информированности взрослых в вопросах эффективного воздействия на ребенка.
Несколько иной смысл вкладывается в понятие «осознанное родительство». М.О. Ермихина [3] трактует данный термин как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве.
Такой же автор, как Е.Г. Смирнова [5] под осознанным родительством предлагает понимать «осознанность семейных ценностей, установок и ожиданий родителя, родительских позиций, чувств, родительского отношения, родительской ответственности, стиля воспитания;
– понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, осознание родительской составляющей личности;
– понимание своего супруга, его реакций, мотивов родительского поведения;
– осознание родительского единства себя и своего брачного партнера, включая потребность в родительском единстве (осознание себя родителями, а не только матерью и отцом);
– развитость, устойчивость и комплиментарность компонентов в интегральной психологической структуре родительства» [3, с.8].
Таким образом, несмотря на имеющуюся разницу в подходах к трактовке термина «родительство», а также к содержательному наполнению данного понятия, все исследователи признают актуальность разработки данной проблематики.