В современных условиях жизни человек постоянно подвержен стрессу, его принято называть «болезнью 21 века» или «болезнью цивилизации». Следствием длительного пребывания в ситуациях стресса может стать ухудшение здоровья и, соответственно, снижение продолжительности жизни людей. Поэтому в настоящее время изучение механизмов возникновения стресса и совладания с ним становиться одним из ведущих направлений исследования в современной психологии. Проблему стресса и сопутствующих ему эмоциональных состояний изучали Г. Селье, Р. Лазарус, А.В. Лукасик, А.М. Прихожан, Е.И. Погорелова и другие.
Одним из наиболее распространенных видов стресса является учебный стресс, переживаемый обучающимися в разнообразных напряженных ситуациях учения. Однако в современной психологии мало работ посвящено специфике переживания учебного стресса у студентов в современных условиях обучения. Поэтому целью нашего исследования было изучение особенностей учебного стресса и преодолевающего поведения у современных студентов педагогического вуза.
В нашем исследовании принимали участие студенты второго курса факультета гуманитарных наук, филологического направления, очной формы обучения. Всего 36 человек. Использовались методики «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, «Шкала тревожности» А.М. Прихожан и «Шкала SACS» (стратегий преодоления стрессовых ситуаций) русскоязычная версия методики С. Хобфолла, переведенная и адаптированная Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой [1; 2].
На первом этапе исследования изучались показатели учебного стресса. Проявлением учебного стресса является переживание тревоги за исход различных ситуаций обучения [3]. У студентов показатели общей, самооценочной и межличностной тревожности находятся в диапазоне нормальных значений. Результаты учебной тревожности свидетельствуют о повышенном хроническом напряжении, переживаемом студентами в условиях обучения. Наиболее стрессовыми ситуациями, в которых студенты не умеют контролировать свою тревогу, являются экзамены и общение с авторитетными лицами, например, с ректором университета, родителями по поводу учебных проблем. Ситуации, которые вызывают наименьшую тревожность: невозможность справиться с домашним заданием и непонимание объяснений преподавателя.
Нами изучалась структура эмоций, определялись преобладающие эмоциональные переживания в стрессовых ситуациях. Результаты свидетельствуют о доминировании у студентов филологического направления тревожно-депрессивных эмоций (страха, стыда, вины), индекс этого показателя выше нормативного значения, тогда как, индекс положительных переживаний и индекс негативных эмоций находятся на среднем уровне.
Дефицит положительных эмоций может искажать процесс личностного и профессионального развития молодых людей. Недостаток радости может снижать толерантность к фрустрации, препятствовать проявлению альтруизма и эмпатии, ухудшать продуктивность познавательных процессов и творческих способностей. Низкая степень интереса препятствует мотивации и жизненной активности – основных показателей полноценности и здоровья личности. Неспособность переживать удивление нарушает регуляцию поведения в критических ситуациях [4]. Студенты отмечают у себя в стрессовых учебных ситуациях признаки уныния, разочарования, испуга и даже паники.
Существуют различные по эффективности модели преодолевающего поведения в ситуации стресса. Сам процесс преодолевающего поведения будет зависеть от многих особенностей, таких как: гендерные, возрастные и социальные.
Полученные нами результаты свидетельствует, что показатели большинства преодолевающих моделей поведения находится на среднем уровне. Наиболее высокие значения были выявлены по стратегиям избегания и агрессивных действий. Студенты-филологи в ситуациях стресса либо ведут себя агрессивно, либо избегают напряженных ситуаций, уходят от трудностей. Они стараются либо не замечать своих проблем, либо проявляют агрессию в общении с окружающими. Наиболее эффективная стратегия – вступление в социальный контакт – наименее используется студентами.
Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1) у студентов филологического направления выявлены высокие показатели учебного стресса и сформировавшейся на его основе личностной тревожности;
2) одной из причин переживания хронического стресса является отсутствие у студентов навыков эмоциональной саморегуляции в напряженных учебных ситуациях и как следствие усиление неконтролируемых тревожно-депрессивных эмоций: страха, паники, стыда, вины;
3) для уменьшения действия стресса студенты предпочитают либо пассивные стратегии поведения – избегание трудных ситуаций, уход от решения проблем; или проявляют неконструктивные бурные эмоциональные реакции – агрессию, враждебность.
Важным психологическим условием регуляции стресса является развитие у студентов внутренних ресурсов стресс-толерантности. Для этого, прежде всего, необходимо включать в программу психологической подготовки будущих педагогов специальных психологических учебных курсов по психологии эмоций и эмоциональной саморегуляции.