К мотивам выбора профессии относится престижность профессии, заработок, карьерный рост и т.д. Существует разные подходы к изучению мотивов выбора профессии, такие как:
1. Выбор профессии – это этап личностного самоопределения. Личностное самоопределение, рассматриваемое как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личностное самоопределение – это нахождение образа «Я», постоянное развитие образа и утверждение его среди социума.
2. Выбор профессии – это результат профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни человека, и конечно же, человек постоянно уточняет для себя смыслы профессионального труда, соотнеся их со смыслами жизни.
3. Выбор профессии – это процесс решения и его результат. Выбор – в принципе, есть сам процесс, когда человек принимает решение, выбирает для себя ту или иную профессию, вследствие чего, выбор становится результатом данного решения, а точнее выбранная им профессия.
4. Выбор профессии – это способ самореализации личности. Человек реализуется через свои действия, в данном случае, через выбор профессии. Он выбирает ту профессию и осуществляет свои мысли, мечты в действие. В ходе выбора профессии у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны такие характеристики, как сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности; осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии будущих профессиональных ролей; осознание собственных сильных и слабых сторон, возможностей самосовершенствования, вероятных областей удач и неудач; понимание о своей работе в дальнейшей жизни.
5. Выбор профессии – это этап социализации личности, поскольку студенчество – важная социальная группа общества. Социализация личности– это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе [1].
6. Выбор профессии – это результат действия внешних условий (социальные требования). Действие субъекта путем влияния на него внешних факторов (общественное мнение, давление на человека, чтобы он выбрал профессию в принципе). Также выбор профессии осуществляется путем вынужденного контакта. «Вынужденный контакт – это социальный феномен, существование которого обусловлено принадлежностью человека к социуму, к множеству различных социальных групп (профессиональной, семейной, политической и т.д.), которые предъявляют к нему свои требования, в т.ч. находиться и взаимодействует с негативно значимыми людьми». Каждый человек может переживать внутренний конфликт, который возникает из-за воздействия общественного долга, которому вынужден следовать, и, одновременно, из-за того, что им руководят собственные эмоции, желания [2].
7. Выбор профессии – это феномен, связанный с расширением возможностей человека, как субъекта деятельности, расширение общения на данном возрастном этапе. Выбор профессии – процесс, направленный на расширение возможностей профессионального выбора личности, своего пути в жизни, саморазвитие человека и расширение круга общения.
8. Выбор профессии – это один из этапов профессионального развития.
Профессиональное развитие – это совершенствование человека себя, как субъекта профессиональной деятельности, совершенствование и развитие профессиональных навыков, умений, знаний как теоретических, так и практических, своих профессиональных способностей и личностное развитие. Для того чтобы быть настоящим профессионалом, необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться в профессиональной сфере.
9. Выбор профессии связан с удовлетворением собственных потребностей
Когда возникает потребность, которая сопровождается беспокойством, то возникает мотив. То есть, мотив – это то, что побуждает человека к той или иной деятельности, чтобы удовлетворить свои потребности. В данном случае, выбор профессии выступает как потребность. Это потребность выражается в самоуважении, уважении со стороны окружающих, получения признания своей неординарности (например, при необычном выборе профессии). То есть, выбор профессии – это более духовное удовлетворение потребности, нежели чем материальное.
Таким образом, можно выделить следующие подходы к изучению мотивов выбора профессии в психологической науке:
• выбор профессии – это этап личностного самоопределения;
• выбор профессии – это результат профессионального самоопределения;
• выбор профессии – это процесс решения и его результат;
• выбор профессии – это способ самореализации личности;
• выбор профессии – это этап социализации личности;
• выбор профессии – это результат действия внешних условий;
• выбор профессии – это феномен, связанный с расширением возможностей человека;
• выбор профессии – это один из этапов профессионального развития;
• выбор профессии связан с удовлетворением собственных потребностей.
Термин «выбор» используется не только в психологии, но и в социологии, экономике, философии, и в каждой науке он трактуется по-своему со связанной ею проблематикой. «Выбор» в психологии, как отдельный предмет изучения практически не изучается. Зачастую он только сопутствует в каком-либо контексте. Авторы теорий рационального выбора, отождествляют термин выбор с понятием «принятие решения».
Выбор профессии – часть жизненного пути человека, представляющая процесс принятия решений, которые определяют дальнейшую профессиональную судьбу человека [3].