Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

В настоящее время все еще остро стоит проблема дезадаптивного поведения в подростковой среде. Под понятием дезадаптивного поведения понимается полная или частичная потеря подростком способности адаптироваться к условиям социума вследствие невозможности осуществить свою положительную социальную роль в определенных социальных условиях Дезадаптация обусловлена несоответствием психофизиологического, психологического и социопсихологического статуса школьника тем требованиям, которые предъявляются обществом в процессе обучения и межличностного взаимодействия. Плохая успеваемость, нарушение дисциплины, несоблюдение социальных норм, формирование девиантного поведения и пограничных нервно-психических расстройств – наиболее распространенные признаки нарушения адаптации. «Подростковый кризис» в данном случае усиливает дезадаптацию вследствие формирования потребностей, которые не удовлетворяются в связи с их недостаточной социальной зрелостью. Ее особенности зависят от состояния здоровья, интеллектуальных и личностных качеств подростков [1].

Наиболее тяжелые последствия дезадаптации – различные деформации психического развития ребенка. Чем дольше ребенок находится без должного внимания со стороны семьи, тем значительнее отрицательные последствия в его личностном формировании. Различают несколько уровней дезадаптации:

• нулевой уровень, при котором отмечается незначительные поведенческие изменения (непослушания, отрицание и т.д.), личностных деформаций не наблюдается;

• первый, наблюдается высокая степень зависимости от поведения окружающих (начало несистемного употребления спиртного, табакокурение), значительные личностные деформации не появляются;

• второй, появление делинквентного поведения (драки, хулиганство, кражи и т.д.), ведет к деформации личности;

• третий, представляет опасность для окружающих, личность деформирована в достаточной мере;

• четвертый, противоположная система ценностей, личностная деформация практически не обратима.

Стоит отметить, что причинами дезадаптивного поведения в подростковом возрасте является взросление в неблагополучных социальных условиях (дисфункциональные семьи), психическая депривация, воздействие асоциальной неформальной среды, психолого-педагогическая запущенность, акцентуации характера, экономические причины и т.д. Социальная дезадаптация никогда не появляется спонтанно и неожиданно, ее появлению предшествует целый ряд личностных новообразований, которые можно распознать и предупредить. Если момент предупреждения дезадаптивного поведения упущен, то подросток за совершение противоправных и антиобщественных действий может быть поставлен на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД РФ.

Нельзя не обратить внимание на то, что по сравнению с недалеким прошлым, в нашей стране в целом ситуация с девиациями в подростковой среде улучшилась, но на данный момент все же число несовершеннолетних состоящих на учете в подразделениях МВД РФ все еще велико, и проблема поиска путей повышения эффективности профилактической работы еще очень актуальна. Вместе с тем, стоит подчеркнуть, что в современном мире должны принципиально меняться подходы к организации работы с несовершеннолетними, необходимо от мер административно-правового воздействия перейти к оказанию социально-психологической помощи семье и подростку. Помощь должна быть основанана изучении личности дезадаптивного подроста, изучении предпосылок возникновения дезадаптации, условий воспитанияв семьеи психокоррекционной работе с дезадаптивным подростком.

Работа психолога с несовершеннолетним, имеющим отклоняющееся поведение можно условно разделить на три этапа:

В первую очередь необходимо выявить и, по возможности, нейтрализовать неблагоприятные социально-психологические факторы, воздействующиена подростка.

Во вторую очередь необходимо провести диагностику и определить:

• темперамент, выявить при наличии, акцентуированные или психопатические черты;

• обнаружить или исключить возможности существования органических патологий головного мозга;

• оценить влияние семьи, школьного и другого коллектива на формирование дезадаптивного поведения;

• определить материально-бытовое состояние семьи, ее культуру и социальные связи;

• получить данные о развитии ребенка, такие как асинхрония, ретардация, акселерация, данные о протекания пубертатного периода и темпы полового созревания [2].

После получения диагностических данных стоит приступить к третьему этапу, непосредственно психокоррекционной работе, которая должна быть направлена на два разных уровня воздействия: личностное (индивидуальная консультация) и социальное (имеется в виду работа в группе).

Индивидуальные консультации с подростком могут включать в себя взаимодополняющие упражнения из различных консультативных подходов, выбор которых зависит от предпочтений психолога-консультанта, но стоит выделитьопределенный ряд построения консультативной программы:

• обучение отдельным психологическим понятиям (психообразование), которые необходимы для успешного осознания свои чувств, эмоций, мотивации и т.д.;

• блок «разминок» и психогимнастических упражнений, направленный на снятие эмоциональных зажимов и свободное проявление эмоций;

• распознавание, анализ, моделирование эмоциональных состояний в разных ролевых ситуациях;

• обучение обратной связи;

• проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения адекватному поведению в конфликтных ситуациях и в других сферах социальной жизни;

• домашние задания на закрепление полученных навыков для переноса в микросреду, освоение ряда психотехнических приемов [3].

К социальной или групповой коррекции можно отнести проведение таких мероприятий как: групповые дискуссии направленные на изменения систем отношений личности; групповые тренинги направленные на развитие различных адаптивных форм поведенческих реакций; тренинги направленные на сенситивные(чувство сопереживания) способностей, а так же различные техники направленные на повышение уровня межличностного взаимодействия [4]. Существует мнение, что групповая психотерапия, из-за применения групповых форм занятий, носит не выраженный личностно-ориентированный характер, но стоит заметить, что работа в психокоррекционной группе после прохождения курса личностной психотерапии, помогает наиболее полно актуализировать прежний эмоциональный опыт, выработать новые модели межличностного взаимодействия, а так же, что немаловажно, получить поддержку со стороны других членов группы.