В настоящее время проблема психологической безопасности личности и ее обеспечение стала одной из самых актуальных социальных проблем. Причиной для этого является ряд различных угроз, воздействующих на человека. К подобным внешним угрозам относятся войны, террористические акты, техногенные и природные катастрофы, межнациональные и религиозные конфликты, неудовлетворенность условиями жизни людей, приводящие к активному сопротивлению власти. Внутренними угрозами является сильная подверженность современного человека стрессу, различным психологическим воздействиям; отсутствие в жизни человека полноценного живого общения, которое зачастую заменяется виртуальным, что приводит к невозможности человека объективно оценивать поступки окружающих.
Психологическая безопасность – это защищённость психики, целостности личности, защита душевного здоровья и духовности. Чтобы защитить себя от негативных факторов, не поддаться чужому влиянию, человек должен обладать такими личностными особенностями, как саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, работоспособность, стрессоустойчивость, уверенность в себе, самоорганизованность, адекватная оценка ситуации, критичность и другие (Баева И.А).
Потребность в психологической безопасности является базовой. Ее удовлетворение обеспечивает человеку состояние комфорта и защищённости, уверенности в будущем, и дает основу для адекватного восприятия окружающей действительности.
К пониманию проблемы психологической безопасности личности было создано множество подходов.
Баева И.А подчеркивает в своих работах, что проблема безопасности имеет различные толкования и подходы. Таким образом, кто-то определяет безопасность как качество, дающее возможность и способность к самосохранению, а кто-то как систему условий, обеспечивающих развитие и защиту от внутренних и внешних угроз.
В свою очередь, Панариным И.Н. психологическая безопасность личности (далее ПБЛ) определяется состоянием психики, при котором возможно интенсивное развитие и объективное восприятие внешних и внутренних угроз.
Приходько И.И. рассматривает ПБЛ как систему из многих уровней, которая определяет защищенность человеческой психики, способной предотвращать угрозы, обеспечивая необходимый уровень дееспособности человека.
Кабаченко Т.С. рассматривает ПБЛ как составляющую в системе безопасности во взаимодействии с физической безопасностью. Он считает, что на ПБЛ влияют общественно-социальные факторы (наказание, потеря своего авторитета) и внутриличностные (переживания из-за своих неудач).
В настоящее время существуют разные подходы изучения «Психологической безопасности личности». Зачастую ПБЛ изучается как самостоятельная отрасль научного знания, рассматривающая закономерности объективного восприятия угроз и поведенческой регуляции, где целью становится сохранение целостности и стабильности человека как психологической системы. В этом рассмотрении центральным феноменом выступает «внешняя угроза»/»опасная ситуация».
В современной науке фигурирует несколько основных подходов к формированию ПБЛ.
Сторонники психоанализа предлагают при формировании ПБЛ обратить внимание на особенности психологических механизмов защиты человека, пути улучшения моделей поведения, обеспечивающих безопасность, и наличие комплекса неполноценности.
Бихевиористы предлагают при формировании психологически безопасного поведения, акцентировать внимание на прохождении ряда психотренингов, организации системы социального научения и позитивного подкрепления поведения.
Представители экзистенциально-гуманистического направления изучают ПБЛ в качестве человеческой направленности на удовлетворение базовых потребностей через реализацию себя в социуме. В рамках этого подхода человек имеет возможность сам отвечать за свою жизнь и судьбу, приобретать индивидуальный опыт, реагировать на опасные ситуации сформированными моделями поведения, бороться с ними.
В современном мире безопасность отмечается как очень важный фактор в формировании комфортных отношений человека и окружающего мира. Из-за возрастающего числа экстремальных событий, нарушается одна из главных потребностей человека – потребность в безопасности, что приводит к увеличению количества людей, которые вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни, заново создавать свое социальное и личное пространство и нуждаются в психологической помощи.
Особую значимость проблема психологической безопасности личности обретает в случае попадания человека в зону боевых действий. При длительном воздействии опасных внешних факторов у человека может развиться ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), как реакция организма на травмирующее событие.
Зачастую, исследования влияния на психику человека военных действий ограничиваются распознаванием и характеристикой симптомов посттравматического стрессового расстройства. В то время как изменения личности, которые возникают как следствия психических травм, практически не изучены.
Психотравмирующая ситуация оказывает сильное влияние на структуру личности, искажая все ее подструктуры, что имеет значительное влияние на общую жизнедеятельность человека.
Согласно проведённым исследованиям, в которых использовались методы клинического интервью, 16-ти факторный опросник Р. Кэттелла и опросник Г. Шмишека, выявлено, что длительные психотравмирующие ситуации с угрозой для жизни (обусловленные нахождением в зоне военных действий) вызывают не только появление симптомов ПТСР, но и влияют на изменение характеристик личности.
Проблема изучения и обеспечения психологической безопасности личности в наше время является актуальной и социально значимой. Вооруженные конфликты, террористические акты, общественные беспорядки и т.д приводят к необходимости оказания психологической помощи большому количеству людей, страдающих от психотравмирующих последствий.