На сегодняшний день наблюдается тенденция роста интереса к изучению сферы эмоционального интеллекта. Это подтверждается двумя сформированными направлениями изучения вопроса: отечественными (Л.С. Выготский, И.Н. Андреева, В.К. Загвоздкий) и зарубежными (Д. Гоулман, Д. Мейер, П. Сэловей) учеными.
В данном исследовании под эмоциональным интеллектом, вслед за Д. Мейером и П. Соловеем, мы понимаем способность распознавать и понимать свои собственные, а также эмоции партнера по общению, и регулировать эмоциональные состояния: свои и чужие.
На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период, по мнению внушительного количества ученых, происходит формирование эмоциональной сферы как таковой. Более того, они полагают, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом.
Недостаточная научная разработанность теоретической базы ЭИ детей старшего дошкольного возраста выявила необходимость проведения научных исследований.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предметом является эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования: изучение специфики развития ЭИ старших дошкольников.
Цель, предмет и объект данного исследования обусловили формулировку следующих задач:
1. Проанализировать литературу, коррелирующую с темой статьи.
2. Выявить особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать наличие взаимосвязи между гендерной принадлежностью и уровнем эмоционального интеллекта.
4. Дать заключение, основанное на результатах эмпирического исследования.
В данной работе представлена следующая гипотеза:
Существуют полоролевые различия в уровне развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста: у мальчиков данный показатель выше, чем у девочек.
В эмпирическом исследовании использованы теоретико-методологические основы, составляющие основные теории и принципы возрастной и общей психологии, психологии развития:
О закономерностях психического развития, имеющего свою специфику на каждом возрастном этапе жизни человека и непосредственную связь с эмоциональной сферой человека (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.);
О сущности эмоционального интеллекта и роли эмоций в личностном становлении индивида (Д. Гоулман, И.Н. Андреева, Дж. Д. Мейер, П. Сэловей, М.А. Нгуен и др.)
В целях решения задач эмпирического исследования были применены следующие методы исследования:
1. Теоретические методы – сравнительный метод, анализ и систематизация выводов, основанных на результатах исследования;
2. Эмпирические – применение авторской диагностики на группе испытуемых;
3. Методы количественной и качественной обработки данных (U-критерий Манна-Уитни).
В качестве методики данного исследования берется диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника (Нгуен М. А.) [2].
Базой исследования стал МАДОУ №45 г. Мурманска. В диагностике выборка представляла 12 воспитанников подготовительной группы в возрасте 6-7 лет (6 мальчиков, 6 девочек, что обусловило возможность выделить и охарактеризовать гендерный фактор в развитии эмоционального интеллект).
Итоговые показатели основывались на данных, полученных после проведения анкетирования родителей воспитанников, а также двух проективных и одной опросной методик.
Полученные результаты проведенного исследования представлены ниже (рисунок).
Уровень развития ЭИ у мальчиков и девочек в %-м соотношении относительно всей группы диагностируемых
Данные гистограммы, а также проверка их по критерию Манна-Уитни и последующая обработка результатов анкетирования родителей позволяют сделать следующие выводы:
1. Преобладающая часть детей старшего дошкольного возраста в той или иной степени обладает достаточным показателем сформированности эмоционального интеллекта (средний и высокий уровни);
2. Родители старших дошкольников отмечают развитие эмоциональной сферы своих детей путем наблюдения за взаимодействием последних с окружающими;
3. Основной проблемой низкого уровня развития ЭИ является внутренняя ориентация ребенка на мир вещей или на себя, а не на других людей, в то время как готовность детей учитывать эмоциональное состояние партнера по общению и сопереживать ему формируется как навык легче и быстрее.
Остановимся подробнее на следующем выводе, вытекающем из результатов диагностики – уровень развития ЭИ у мальчиков оказался выше, чем у девочек, несмотря на то, что их ответы и объяснения рисунков, а также взаимодействие с диагностом были менее эмоционально окрашены, нежели у девочек, что было замечено посредством метода наблюдения. Надо полагать, что данное явление обусловлено проявлениями интроверсии, а также факторами полоролевого стереотипного воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, различные социальные факторы, такие как стиль воспитания, стереотипы поведения и т.д. влияют на развитие ЭИ ребенка. Более того, отсюда вытекает следствие, что современные динамика и направленность развития общества стали причиной изменений и в эмоциональном развитии детей: современные мальчики-дошкольники способны в определенных случаях понимать эмоции другого лучше, чем противоположный пол, что говорит, в свою очередь, о необходимости более глубинного изучения данного вопроса.