Расстройство аутистического спектра (РАС) – это спектр психологических характеристик, описывающих искаженное психическое развитие, главными проявлениями которого являются: нарушение социального и эмоционального поведения (часто повторяющиеся стереотипии), нарушение сенсорного восприятия, коммуникативной сферы и др. [1].
Главной особенностью нарушения психики при РАС является его множественность, проникновенность во многие сферы психики ребенка, противоречивость, так как ребенок с РАС может быть одновременно одаренным в одной сфере деятельности и испытывать трудности в другой сфере [2].
Термин «аутизм» был введен психиатром Э. Блейлером [3].
Первое описание аутизма было осуществлено американским педиатром и психиатром Л. Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Г. Аспергер, а в 1947 году – советский ученый С. С. Мнухин [4].
Изучением этой проблемы на данный момент занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди них М.Л. Барбера, И.Р. Граматкина, К. Гилберг, Т. Делани, Н.Б. Заломаева, О. Мелешкевич, Т. Питерс, Т. Расмуссен, Ю. Эрц и др.
По европейским статистическим данным, на 10 тысяч детей приходится 40 аутистов. В Российской Федерации не менее 350 – 500 тысяч людей с расстройствами аутистического спектра различного возраста. По Туле и Тульской области диагноз РАС имеют свыше 280 детей.
Учеными доказано, что большинство детей с расстройством аутистического спектра имеют сохранный интеллект. Они способны обучаться в общеобразовательных учреждениях и успешно социализироваться.
В настоящее время встает вопрос о направлениях психолого-педагогического сопровождения таких детей, одним из которых может стать тьюторское сопровождение, которое помогает социализировать детей, имеющих диагноз расстройство аутистического спектра.
С ноября 2014 по май 2015 года студенты факультета психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого приняли участие в реализации социально значимого муниципального проекта «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях города Тулы» в качестве тьюторов.
Цель проекта: социализация детей с расстройством аутистического спектра, подготовка тьюторов к психолого-педагогическому сопровождению детей данной категории.
Задачи проекта: развитие коммуникативной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка с расстройством аутистического спектра; включение детей с расстройством аутистического спектра в досуговую деятельность сверстников.
Содержание сопровождения выражалось в следующем: помощь в восприятии информации, предоставляемой учителем (воспитателем), путем упрощения ее формулировки и использования наглядных картинок, схем; выработка умения ориентироваться в различных ситуациях путем проговаривания с ребенком вариантов его дальнейшего поведения; выработка умения налаживать контакты со сверстниками путем организации досуговых игр; выработка умения контролировать свое поведение.
На всем протяжении работы с детьми студенты-тьюторы вели дневники, в которых описывали особенности поведения детей с РАС. Представим цитаты из дневника тьютора:
«Ноябрь 2014 года …Проблема состоит в том, что правил поведения он (М*[1]) не понимает, делает только то, что ему хочется. Раньше он категорически отказывался садиться за стол заниматься, но сейчас иногда садится вместе со всеми, но занимается только с подсказками, и не обращая внимания на ход самого занятия. Чаще всего сидя рядом с детьми (или на прогулке), толкает их и смеется или начинает кричать».
«Январь 2015 года …М* проявляет большую усидчивость на занятиях, но соглашается заниматься только тогда, когда я нахожусь рядом с ним. На занятиях музыкой и физкультурой Максим стал более спокойным. Он намного меньше нарушает правила и проявляет интерес к играм на занятиях по физкультуре. На занятиях музыкой он старается повторять слова песен, но долго усидеть на месте не может».
«Март 2015 года …У М* явно увеличились контакты со сверстниками. Он, вместе со мной, играет в игры с детьми. На занятиях более сконцентрированный, пытается повторят движения танцев, слова песен».
«Май 2015 года …М* намного больше играет с детьми, на занятиях сидит смирно, задания выполняет быстро. Но сидеть и ждать, когда выполнят задания другие дети, он не может. На физкультуре выполняет инструкцию преподавателя без моей помощи. Чаще идет на контакт».
В данных записях четко прослеживаются постепенные положительные изменения в поведении, успеваемости, эмоционально-волевой сфере и межличностном общении. А именно: увеличение числа контактов с окружающими; появление дружеских отношений со сверстниками; выработка усидчивости на уроке; развитие самоконтроля над эмоционально-волевой сферой; расширение стереотипов поведения, появление и закрепление новых полезных привычек.
По результатам тьюторской деятельности студентами факультета психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого создан проект по тьюторскому сопровождению детей с расстройством аутистического спектра «От мира за стеной». Реализация проекта проводится на базе МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» города Тулы и ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого». В рамках проекта осуществляется деятельность по привлечению студентов ВУЗа в качестве волонтеров по работе с детьми, страдающими РАС. Привлечено 14 студентов-добровольцев, которые сопровождают детей с РАС в общеобразовательных учреждениях и на культурно-досуговых мероприятиях. Среди результатов волонтерской деятельности можно отметить: увеличение числа контактов детей с РАС с окружающими, повышение уровня их успеваемости, повышение степени самоконтроля детей с РАС над поведением.
Тюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра помогает достичь главной цели – более успешной социализации детей с РАС. А также помогает решить задачи развития коммуникативной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка, включение их в досуговую деятельность сверстников. Тьюторское сопровождение обеспечивает помощь в преодолении внутренних эмоциональных барьеров ребенка, расширение зоны комфорта, развитие его адаптивных качеств. Также с помощью тьюторского сопровождения организуется поиск средств для развития у каждого ребенка активного отношения к собственной деятельности, определяются особенности его познавательной деятельности, ценностные и социальные стремления, находятся средства его самоопределения, анализируются возможности для конкретного образовательного пути.
Волонтеры, участвующие в проекте получают опят решения профессиональных задач в работе с детьми с РАС. Добровольческая работа помогает приобрести полезные практические навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.