Конфликт – это сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным [4, с. 46].
В отечественной литературе большинство определений конфликта носит социологический характер. Их достоинство заключается в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта.
А.Г. Здравомыслов: «Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клетка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями». Ю.Г. Запрудский: «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству. А.В. Дмитриев: «Под социальным конфликтном обычно понимается вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить либо территорию, либо ресурсы. Угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственностям или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны [4, с. 47].
Социальный конфликт – это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Англо-германский социолог и политолог Ральф Дарендорф, к субъектам конфликта относит три вида социальных групп:
1. Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находят в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективного или субъективно несовместимых целей;
2. Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной;
3. Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта [3, с.147].
Структура конфликта – это совокупность характеристик, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих компонентов и связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс. Конфликтогены – факторы, способствующие возникновению и развитию конфликтов. К их числу относятся слова, речь, интонации, а также невербальные проявления (гримасы, агрессивные позы, жесты), действия или бездействия, которые могут провоцировать возникновение и эскалацию конфликта [2, с. 82].
С целью изучения предрасположенности к конфликтам и возможного участия в конфликтных ситуациях среди студентов СВФУ был проведен опрос по тесту Ксении Осиповой «Конфликтная ли вы личность?». В опросе приняли участие 40 студентов: 20 студентов педагогического института и 20 геологоразведочного факультета, из них 25 девушек и 15 юношей. Возраст респондентов составил 18-22 года.
Результаты опроса предрасположенности к конфликтам
Нормальная конфликтность (от 25 до 305б) ПИ / ГФ |
Средняя конфликтность (от 24 до 19б) ПИ / ГФ |
Повышенная конфликтность (от 18 до 13б) ПИ / ГФ |
17/16 |
3/4 |
0/0 |
85 % / 80 % |
15 % / 20 % |
0 % / 0 % |
Результаты исследования показали в целом, что студенты педагогического института и геологоразведочного факультета не предрасположены к конфликтам и не могут принимать активное участие в возникновении и эскалации конфликтных ситуаций. Наоборот, абсолютное большинство в обеих выборках показали нормальный уровень конфликтности, что может говорить о толерантности и миролюбивом настрое университетской молодежи, будущих специалистов в области образования и промышленности Республики.
Существует пять стилей поведения в конфликтной ситуации: компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество и приспособление (Т. Кеннет). Самым эффективным из них является сотрудничество и не эффективным – приспособление. Ранее нами было определено, что люди зрелого возраста показывают предпочтение компромиссу и сотрудничеству, никто из них не пользуется тактиками поведения соперничество и приспособление. В данном случае, студенты предпочтение отдают компромиссу и избеганию, что вероятно связано с их еще недостаточной социальной зрелостью. Избегание конфликта так же может быть обусловлено стремлением быть приятным для окружающих (конформизм), либо отстраненной позицией индивида. Обе формы поведения в психоаналитической теории К. Хорни соответствуют невротическому поведению, причина которого заключается в неадекватной самооценке.
Таким образом, конфликтные ситуации – это особый вид социального взаимодействия. Отсутствие потребности в соперничестве и конфликтности положительно влияет на студенческий коллектив ВУЗа, объединяя и сплачивая его. Современному человеку цивилизованное решение конфликтов рекомендуется проводить в процессе общения в форме сотрудничества. Цель разрешения конфликта должна состоять в понимании и принятии позиции оппонента, что требует флексибильности мышления и поведения.