Досуг – это творческая деятельность, осуществляемая в свободное время и находящаяся вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает и развивает в себе умения и способности [1]. На основе анализа досуговой активности россиян Н.Н. Седова выявила следующие тенденции: Свободное время и досуг остаются в российском массовом сознании «вторичными» по отношению к работе. При этом свободное время находится под угрозой ценностной девальвации, развивается тенденция на «одомашнивание» досуга. Пренебрежение досугом может привести к усугублению проблем в сфере здоровья, социализации, личностного развития и самореализации россиян. Сегодня особое значение приобретает формирование отношения к досугу как источнику разнообразных знаний, умений и навыков, освоения мира культуры, самореализации и общественного признания [4]. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения конфликтов, развития общения, удовлетворения потребностей личности в удовольствии. Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. Досуговые предпочтения являются одной из определяющих характеристик образа жизни человека.
Особое место в досуге современного человека должно занимать искусство. Развитие искусства непосредственно связано с эмоциональным развитием человека, восприятие искусства формирует эмоциональную сферу человека. Традиционно в российской психологии эмоциональное развитие связывали с нравственным становлением личности: чувства интеллектуальные предшествуют развитию чувств нравственных, индивидуальные нравственные чувства – социальным [2].
Особенность досуга современного студента должна состоять в развитии его образования и культуры, для этого необходимо совмещать мероприятия развлекательного характера с информационно насыщенными, возможностью творческой реализации и познания нового. Всё, что получает студент в процессе досуговой деятельности, отличается от знаний и навыков, полученных в процессе обучения. Досуговое пространство отличается значительно большей свободой, и здесь молодой человек выбирает именно то, чему он готов с интересом посвящать своё свободное время. Высокая степень заинтересованности предполагает достижение высоких результатов и расширение кругозора. Именно в досуговых занятиях, когда молодой человек по-настоящему увлечён, может развиваться его творческий потенциал, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации.
В целях изучения досугового пространства студентов, будущих специалистов системы образования, были опрошены 20 студентов педагогического колледжа в возрасте 16-21 год и 20 студентов педагогического института в возрасте 17-22 года.
Свободное время в форме приобщения к культуре (чтение, просмотр телепередач, посещение театра, музеев и кино) проводят практически 50 % студентов. Время за творческими занятиями больше проводят студенты вуза, нежели колледжа. Общение с друзьями и прогулки предпочитают 90 % студентов, при этом юноши по сравнению с девушками более активны в этих формах досуга. Также юноши проявляют больший интерес занятиям спортом (50 %) по сравнению с девушками (30 %). Своим хобби занимаются 70 % юношей из вуза и только 20 % студентов-юношей колледжа. Студенты-юноши вуза также активнее посещают кружки. Приработком в свободное время также активнее занимаются юноши-студенты вуза. Практически 100 % студентов, как юноши, так и девушки «часто» проводят время в социальных сетях Интернета. Ничего не делать более всего предпочитают девушки-студентки вуза, вероятно по причине большей по сравнению с колледжем учебной занятостью и в связи с этим большей потребностью в пассивном отдыхе.
Результаты опроса показали, что, несмотря на ограниченность во времени и в материальных ресурсах, которые испытывают большинство студентов, ребята находят возможность для саморазвития вне учебно-профессиональной деятельности. Однако, определилась тенденция к проведению пассивного досуга в сети Интернет. Следовательно, досугом студентов, особенно младших курсов, необходимо управлять. Кураторам и преподавателям мы рекомендуем направлять внимание студентов на духовно-содержательные мероприятия, формирующие эмоциональные и нравственные эталоны поведения [3]; показывать пути и способы расширения общения молодежи в реальном пространстве.