Острейшая проблема современного периода связана с детскими правонарушениями. Что толкает подростков совершать правонарушения? Недостаточно исследовать проблему преступности только с точки зрения уголовного права, нужно связать ее, прежде всего, с исследованием психологических закономерностей и механизмов делинквентного (правонарушающего) сознания человека. Юридическая психология изучает закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Правовая психология занимается исследованием правосознания, принципов его воспитания и причин его деформации.
Несовершеннолетние дети (подростки) составляют одну из многочисленных и активных групп населения. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование чувства взрослости. Психологическую базу для данного новообразования составляют определенные способности и потребности. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Однако в процессе общения могут возникать затруднения [1]. Было определено, что каждый пятый подросток, не зависимо от гендерных различий, испытывает состояние одиночества. Данное состояние может сильно отягощать детям их жизнь и пребывание в одиночестве для них оказывается не выносимым. Такие подростки испытывают нехватку общения со стороны окружающих, имеют трудности в установлении контактов с людьми, их социальные связи носят поверхностный характер. Можно воочию представить себе положение таких детей, для которых общение является ведущим видом деятельности. Также было определено что состояние одиночества не только присутствует в личности, но и доминирует, определяя тем самым зависимые от данного состояния характерологические особенности личности: замкнутость, упрямство, застенчивость, скромность, неудовлетворенность собой [2].
Согласно статистическим данным в районе N Республики Саха (Якутия) в 2012 г. на учете в ПДН состояло 14 несовершеннолетних: в возрасте до 14лет – 6, до 16 лет – 5, до 18 лет – 3. Причины: систематические пропуски занятий в школе, токсикомания, алкоголизм, кражи и побои. В 2013 г. количество состоящих на учете несовершеннолетних составило 24 человека: в возрасте до 14 лет – 18, до 16 лет – 2, до 18 лет – 4. Цифры говорят о росте правонарушений среди школьников в данном районе.
Рассмотрим позитивный и негативный примеры из жизни школьников-подростков: 1) Учится хорошо, помогает родителям, после школы занимается дополнительным образованием. Активно участвует в различных конкурсах и концертах. Родители поддерживают во всем, заинтересованы в развитии и судьбе своего ребенка. 2) Учится плохо, после школы ничем не занят. Состоит на учете у сотрудника по делам несовершеннолетних. Внимание и забота со стороны родителей отсутствуют, ребенок предоставлен самому себе, чувствует себя никому не нужным. Именно эти дети с целью привлечения внимания общества (родителей, педагогов) совершают делинквентные поступки.
Среди факторов, приводящих к деформации правового сознания ребенка мы определяем, во-первых, неблагополучную семью. Признаками неблагополучной семьи можно определить чрезмерную занятость родителей на работе, отсутствие совместной с ребенком деятельности, асоциальные явления алкоголизма, наркомании и безработицы. Достойно конкурировать с семьей, сегодня, не может ни одно общественное или государственное воспитательное учреждение. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие почти всегда создают реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается [3].
Во-вторых, психологическая неграмотность и равнодушие учителей. Нередко педагоги, получив диплом о специальном педагогическом образовании, в профессиональной деятельности проявляют психологическую некомпетентность: не учитывают закономерности возрастного развития, особенности формирования когнитивных процессов и поведения школьников. Образ современного учителя в нашем представлении связан с человеком, владеющим не только содержанием своего предмета и методикой его преподавания, но и методикой воспитательной работы, основанной на научном психолого-педагогическом знании, инициатором психологического просвещения родителей в воспитании детей. Поведение человека регулируется рядом психологических законов. Следование законам или их игнорирование ведет к закономерным результатам, которые знающий психологию поведения учитель сможет прогнозировать, а значит управлять их протеканием и, что особенно важно, предупреждать нежелательные результаты [4].
Для решения проблемы необходимо создать условия исправления сознания и поведения правонарушителей. Это, прежде всего, внимание со стороны взрослых (компенсирующее недостаток внимания в семье), организация познавательной, игровой, учебной и трудовой деятельности подростков. Работа подростковых центров, обществ, клубов, телефона доверия.
В результате воздействия социально-личностных факторов перестраивается система отношений подростка с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе, к школе, к общественно полезной деятельности и учебе, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.