В педагогической профессии одним и важных условий деятельности в системе «взрослый-ребенок» и профессиональной пригодности к данному виду деятельности является нормальное психическое состояние педагога. Психическое состояние – это статические явления в психике индивида, в отличие от психического процесса, устойчивость проявлений психики, их закрепленность и повторяемость в структуре личности [2]. Начало исследований феномена психического состояния в отечественной психологии было положено Н.Д. Левитовым (1955). В своей монографии «О психических состояниях человека» (1964) ученый определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающей своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [4]. Среди психических состояний определяющих устойчивость к педагогической деятельности можно выделить тревожность, фрустрацию, агрессивность и ригидность. Тревожность – это состояние повышенного психического беспокойства, характеризующееся низким порогом возникновения тревоги и повышенной чувствительностью. Фрустрация – состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели, характеризуется состоянием бесперспективности. В состоянии фрустрации человек переживает безысходность проблемной ситуации, при имеющемся выходе из проблемы. Подверженность фрустрации в значительной мере зависит от типа нервной системы. У лиц с сильной нервной системой это состояние развивается после длительного периода неудач и выражается в стенических реакциях, т.е. в желании доказать, что преследующие человека неудачи случайны. У лиц со слабой нервной системой состояние фрустрации возникает и при небольших, не очень частых неудачах и проявляется в форме астении и желании прекратить работу. Агрессивность – устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость), характеризуется неадекватно завышенной самооценкой, жестокостью к животным. Ригидность – психологический консерватизм, отсутствие гибкости в мышлении и поведении. Состояние, обусловленное неспособностью корректировать программу деятельности в соответствии с требованием ситуации [3].
С целью определения психического состояния студентов обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» был проведен опрос 40 студентов СВФУ (20 девушек, 20 юношей). В работе была использована методика английского психолога Г.Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний личности».
Самооценка психических состояний студентов
Психические состояния |
Уровни |
Студенты |
Всего |
|
Девушки |
Юноши |
|||
Тревожность |
низкий |
4 |
8 |
12 |
средний |
14 |
12 |
26 |
|
высокий |
2 |
0 |
2 |
|
Фрустрация |
низкий |
6 |
10 |
16 |
средний |
13 |
10 |
23 |
|
высокий |
1 |
0 |
1 |
|
Агрессивность |
низкий |
7 |
6 |
13 |
средний |
12 |
13 |
25 |
|
высокий |
1 |
1 |
2 |
|
Ригидность |
низкий |
3 |
3 |
6 |
средний |
17 |
16 |
33 |
|
высокий |
0 |
1 |
1 |
Первичные результаты тестирования показали следующее. Уровень развития всех четырех психических состояний у большинства респондентов соответствует среднему уровню развития, что говорит об их нормальном психическом состоянии. Вместе с тем, в целом юноши по сравнению с девушками оказались менее тревожными и подверженными фрустрации. Это можно объяснить тем, что с самого рождения мальчики подвержены более строгому воспитанию, где поведение мужчины связывается с демонстрацией силы, развитой воли, преодолением страха и слез. Девушки показали более высокий уровень своего беспокойства, что возможно связано с большим чувством ответственности и способностью сопереживать другим людям. Также девушки оказались более подвержены состоянию фрустрации, глубже и дольше переживают критические оценки со стороны окружающих, неуспех в удовлетворении желаний по сравнению с юношами. В агрессивности и психологическом консерватизме (ригидность) гендерные различия незначительны. Метод вторичной статистической обработки результатов (t-критерий Стьюдента) подтвердил незначительные различия у девушек и юношей в проявлении психических состояний тревожности, агрессивности и ригидности. Значения t-критерия оказались равны, соответственно: 1,2; 0,63; 1,09. Для выборки с общим количеством респондентов n=40, значение t должно быть не меньше, чем 2,02 (р=0,05). Гипотеза о большей подверженности девушек состоянию фрустрации достоверно подтвердилась. Значение t-критерия по шкале «Фрустрация» равно значению 2,1, что превышает табличное значение 2,02 (р=0,05).
Выводы. Согласно результатам исследования уровень развития тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности у студентов будущих учителей соответствует норме, следовательно, у всех можно констатировать профессиональную пригодность к педагогической деятельности. Исследование психических состояний студентов имеет практическое значение для преподавателей вузов. Результаты данного исследования могут способствовать лучшему пониманию поведения студентов, причин совершаемых ими поступков, а также для совершенствования их внутреннего мира и выработки устойчивости к стрессовым ситуациям. От психического состояния зависит качество учебной деятельности студента. Также преподаватели, в случае возникновения опасных психических состояний могут оказать помощь в регуляции их развития и преодоления [1].
Рекомендации. Психические состояния агрессивности, тревожности в результате повседневного опыта имеют особенность наращивания своей интенсивности. Для поддержания гармоничного баланса состояний в психике необходимо регулярное переживание катарсиса, в процессе которого происходит эмоциональное очищение психического состояния, что может обеспечить человеку его психологическое здоровье.