В последнее время проблема агрессивного поведения юношества приобретает все более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые все больше внимания уделяют вопросам контроля агрессивных проявлений и «снижения» агрессивности, в особенности юношеской. Современная реальность заставляет психологов по-новому взглянуть на проблему агрессии в обществе. Агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем исключение. Юноши и девушки живут сегодня в эпоху стремительного изменения социально-экономических условий и политической напряженности, что часто приводит к усилению проявления агрессии с их стороны. Особенность агрессии такова, что, затрагивая эмоциональную сферу человека, она способствует усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии в юношеском возрасте является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.
Под агрессией в литературе понимается свойство личности, приобретенное качество, продукт социализации [1]. Во многих исследованиях агрессия рассматривается как поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе. Это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [2, с. 26]. Агрессивность как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред [3].
Существуют исследования, авторы которых разработали классификации типов агрессивного поведения. Наиболее подробной и понятной классификацией агрессивного поведения является классификация, разработанная А. Басcом, который выделил три основных параметра: физическая – вербальная агрессия, прямая – косвенная агрессия, активная – пассивная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить 8 видов агрессивного поведения: 1. Физическая агрессия –использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия обходным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. 4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям или убежденность в том, что другие планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств через форму (крик, визг) и содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины – убежденность человека в том, что он и его поступки отрицательны, ощущаемые угрызения совести [2].
Значительное количество работ в психологии посвящено рассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте (А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Л. Соловьева, И.А. Фурманов и др.). Именно данный возрастной этап причисляется учеными психологами к разряду наиболее проблемных. Юношеский возраст, в отличие от подросткового, отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) по общим характеристикам относят к разряду периодов с устойчивым эмоциональным и интеллектуальным развитием. Однако психологические исследования последних лет (Р. Вельдер, М.С. Калистратова, Ф. Райс, А.А. Реан, Г. Шихи) убеждают в том, что проблема агрессивного поведения личности в юности не менее актуальна. Результаты психологических исследований свидетельствует о том, что проявление агрессивности у учащихся гимназий, лицеев и студентов вузов за последние 3-4 года увеличилось в среднем в 1,5 раза.
Цель данного исследования заключалась в изучении агрессивного поведения студентов вуза, определении типов проявления агрессивности у юношей и девушек. Исследование проводилось на базе Горного и Педагогического институтов Северо-Восточного федерального университета им М.К. Аммосова. Участие приняли 34 студента (17 юношей и 17 девушек) в возрасте от 19 до 23 лет. В работе была использована методика Басса-Дарки (75 утверждений, на которые испытуемые отвечают «да» или «нет»).
Типы агрессивного поведения среди юношей и девушек ( %)
Вид агрессии |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражение |
Негативизм |
Обида |
Подозрительность |
Вербальная агрессия |
Угрызения совести |
Юноши |
58,2 |
45,9 |
61,8 |
34,7 |
42,9 |
50 |
62,9 |
58,8 |
Девушки |
45,8 |
45,8 |
60,6 |
32,3 |
32,9 |
54,7 |
65,9 |
67,1 |
Обработка результатов исследования показала следующее: выражение физической агрессии в поведении юношей на 12,4 % превышает результаты девушек; негативизм в поведении в большей степени (на 2,4 %) также проявляется у юношей; подозрительность чаще свойственна поведению девушек, разницу с показателями у юношей составляют 4,7 %; для девушек также характерной оказалась вербальная агрессия; наибольшие различия в агрессивном поведении среди юношей и девушек проявились в показателях угрызения совести, чувство вины оказалось на 8,3 % более выраженным у девушек. В проявлении косвенной агрессии, раздражения и обиды гендерные различия практически не проявились.
Выводы. Средние значения в выборке юношей 5,2 и в выборке девушек 5,07 практически равны, что позволяет констатировать отсутствие достоверных различий в проявлении агрессивности в их поведении. Вместе с тем, юноши, демонстрируя преимущество в проявлении физической агрессии и негативизма, показывают свою активную жизненную позицию и потребность высказать собственную точку зрения. Девушки, подверженные угрызениям совести, помимо интрапунитивной особенности показали необходимость в коррекции неадекватной самооценки. Более ярко проявляющиеся у девушек подозрительность и вербальная агрессия, указывают на возможные параноидальные тенденции в их поведении, негативное отношение к сложившейся социальной ситуации их жизнедеятельности, и стремление ее изменить, например, избавиться от собеседника вербально выразив ему свою агрессию. Неэффективные формы выражения агрессии, косвенная агрессия (проекция) и обида также проявляются в поведении студентов. Это источники накопления отрицательных эмоций. Установлено, что скрытая агрессия может проявляться в пассивности, эгоцентризме, скуке и депрессии и служить препятствием познавательной и общественной активности студентов [5].
Таким образом, мы определили типы проявления агрессивности студентов и попытались показать причины их возникновения и пути коррекции.