Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

В последнее время проблема агрессивного поведения юношества приобретает все более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые все больше внимания уделяют вопросам контроля агрессивных проявлений и «снижения» агрессивности, в особенности юношеской. Современная реальность заставляет психологов по-новому взглянуть на проблему агрессии в обществе. Агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем исключение. Юноши и девушки живут сегодня в эпоху стремительного изменения социально-экономических условий и политической напряженности, что часто приводит к усилению проявления агрессии с их стороны. Особенность агрессии такова, что, затрагивая эмоциональную сферу человека, она способствует усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии в юношеском возрасте является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.

Под агрессией в литературе понимается свойство личности, приобретенное качество, продукт социализации [1]. Во многих исследованиях агрессия рассматривается как поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе. Это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [2, с. 26]. Агрессивность как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред [3].

Существуют исследования, авторы которых разработали классификации типов агрессивного поведения. Наиболее подробной и понятной классификацией агрессивного поведения является классификация, разработанная А. Басcом, который выделил три основных параметра: физическая – вербальная агрессия, прямая – косвенная агрессия, активная – пассивная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить 8 видов агрессивного поведения: 1. Физическая агрессия –использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия обходным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. 4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям или убежденность в том, что другие планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств через форму (крик, визг) и содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины – убежденность человека в том, что он и его поступки отрицательны, ощущаемые угрызения совести [2].

Значительное количество работ в психологии посвящено рассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте (А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Л. Соловьева, И.А. Фурманов и др.). Именно данный возрастной этап причисляется учеными психологами к разряду наиболее проблемных. Юношеский возраст, в отличие от подросткового, отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) по общим характеристикам относят к разряду периодов с устойчивым эмоциональным и интеллектуальным развитием. Однако психологические исследования последних лет (Р. Вельдер, М.С. Калистратова, Ф. Райс, А.А. Реан, Г. Шихи) убеждают в том, что проблема агрессивного поведения личности в юности не менее актуальна. Результаты психологических исследований свидетельствует о том, что проявление агрессивности у учащихся гимназий, лицеев и студентов вузов за последние 3-4 года увеличилось в среднем в 1,5 раза.

Цель данного исследования заключалась в изучении агрессивного поведения студентов вуза, определении типов проявления агрессивности у юношей и девушек. Исследование проводилось на базе Горного и Педагогического институтов Северо-Восточного федерального университета им М.К. Аммосова. Участие приняли 34 студента (17 юношей и 17 девушек) в возрасте от 19 до 23 лет. В работе была использована методика Басса-Дарки (75 утверждений, на которые испытуемые отвечают «да» или «нет»).

Типы агрессивного поведения среди юношей и девушек ( %)

Вид агрессии

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Угрызения совести

Юноши

58,2

45,9

61,8

34,7

42,9

50

62,9

58,8

Девушки

45,8

45,8

60,6

32,3

32,9

54,7

65,9

67,1

Обработка результатов исследования показала следующее: выражение физической агрессии в поведении юношей на 12,4 % превышает результаты девушек; негативизм в поведении в большей степени (на 2,4 %) также проявляется у юношей; подозрительность чаще свойственна поведению девушек, разницу с показателями у юношей составляют 4,7 %; для девушек также характерной оказалась вербальная агрессия; наибольшие различия в агрессивном поведении среди юношей и девушек проявились в показателях угрызения совести, чувство вины оказалось на 8,3 % более выраженным у девушек. В проявлении косвенной агрессии, раздражения и обиды гендерные различия практически не проявились.

Выводы. Средние значения в выборке юношей 5,2 и в выборке девушек 5,07 практически равны, что позволяет констатировать отсутствие достоверных различий в проявлении агрессивности в их поведении. Вместе с тем, юноши, демонстрируя преимущество в проявлении физической агрессии и негативизма, показывают свою активную жизненную позицию и потребность высказать собственную точку зрения. Девушки, подверженные угрызениям совести, помимо интрапунитивной особенности показали необходимость в коррекции неадекватной самооценки. Более ярко проявляющиеся у девушек подозрительность и вербальная агрессия, указывают на возможные параноидальные тенденции в их поведении, негативное отношение к сложившейся социальной ситуации их жизнедеятельности, и стремление ее изменить, например, избавиться от собеседника вербально выразив ему свою агрессию. Неэффективные формы выражения агрессии, косвенная агрессия (проекция) и обида также проявляются в поведении студентов. Это источники накопления отрицательных эмоций. Установлено, что скрытая агрессия может проявляться в пассивности, эгоцентризме, скуке и депрессии и служить препятствием познавательной и общественной активности студентов [5].

Таким образом, мы определили типы проявления агрессивности студентов и попытались показать причины их возникновения и пути коррекции.