Одиночество – эмоциональное состояние человека, находящегося в условиях изоляции от других людей. В условиях одиночества актуализируется потребность в общении. Невозможность удовлетворения этой потребности побуждает человека персонифицировать предметы, животных, создавать в воображении образы, с которыми начинают разговаривать вслух [2, с. 233].
Чувство одиночества вызывается недостатком внешней стимуляции физического и социального характера. У детей старшего подросткового возраста (15-16 лет) переживание одиночества может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и стать препятствием для личностного развития. Отсутствие взаимопонимания со сверстниками и родителями, неблагоприятные условия жизни и развития, юношеский кризис смысла жизни, все это присуще переживанию одиночества старшими подростками.
С.В. Малышева и Н.А. Рождественская выделили четыре причины, обусловливающие возникновение чувства одиночества у старших подростков:
1. Осознание себя как уникальной, ни на кого не похожей личности; 2. Отсутствие достаточного количества межличностных контактов со сверстниками. Только в обществе сверстников человек может самоутвердиться, научиться взаимодействовать в неформальной группе сверстников, почувствовать поддержку друзей; 3. Экзистенциальный подростковый кризис «смысла жизни»; 4. Принудительное удержание подростков в каких-либо группах. Этот феномен часто наблюдается в детских домах: неудовлетворенная потребность в уединении порождает у них мысли о непонимании окружающими их личностных особенностей [5, с. 63-68].
Гримак Л.П., исследуя вопросы общения, пришел к выводу, что одиночество – это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми. Также он полагает, что одиночество – это особая форма переживания и осознания самого себя как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного, ненужного. Это раскол отношений и связей с внешним миром. Именно этот период является самым тяжелым и опасным для подростка. Своевременная помощь окружающих людей, в частности, родителей, учителей и др., может предотвратить необдуманные поступки подростков и значительно ослабить негативное влияние данного состояния на личность [1, с. 150].
Взаимоотношения с родителями – это первая самая влиятельная модель общения. В этот период родители могут потерять контакт с детьми и войти в непродуктивные конфликты. С подростками необходимо разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. В благополучных семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как со взрослыми. При этом важно быть рядом и эмоционально поддерживать подростка, помогать ориентироваться в его проблемах [3].
В своей работе мы провели практическое исследование проблемы одиночества старших подростков. В исследовании приняли участие учащиеся 9 и 10 классов средних общеобразовательных школ города Якутска. Всего 40 учеников, из них 20 девочек и 20 мальчиков. Диагностика проводилась по Методике субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Испытуемым было предложено оценить двадцать высказываний. Высокой степени одиночества соответствует результат 40-60 баллов, средней степени – 20-40 баллов и низкой степени соответствует результату от 0 до 20 баллов.
Результаты диагностики показали следующее. Средний уровень субъективного ощущения одиночества выявлен у 30 % (6) старших подростков-девочек, и у 25 % (5) старших подростков-мальчиков. Данный уровень характеризуется авторами методики как адекватный, так как раскрывает особенности переживания одиночества как естественное нормальное состояние. Такие подростки могут лишь временами испытывать чувство одиночества из-за недостатка внимания со стороны ближнего социального окружения.
У 25 % (5) испытуемых группы девочек и у 20 % (4) группы мальчиков выявлена высокая степень субъективного ощущения одиночества. Для этой группы старших подростков свойственно острое переживание чувства одиночества. Данное состояние может сильно отягощать детям их жизнь и пребывание в одиночестве для них оказывается не выносимым. Такие подростки испытывают нехватку общения со стороны окружающих, имеют трудности в установлении контактов с людьми, их социальные связи носят поверхностный характер. Можно воочию представить себе положение таких детей, для которых общение является ведущим видом деятельности. Однако отрадно, исходя из ответов данной группы, что в случае острого ощущения одиночества у подростков есть, к кому обратится за помощью. Все же для них является редкостью отсутствие близкого человека, который смог бы разделить с ними общие интересы и идеи. У других ребят проблема одиночества не выявлена, и они составили группу с низкой степенью переживаний.
Высокий уровень одиночества старших подростков подтверждает тот факт, что потеря взаимоотношений со сверстниками переживается очень сильно, особенно девочками. Они более эмоциональны, экспрессивны и поэтому более нуждаются в установлении доверительных и тесных взаимоотношений, чем мальчики. Для мальчиков же самораскрытие подавляется принятыми в обществе социальными стереотипами о мужском поведении, и всякое выражение эмоций может считаться признаком слабости. Главным для мальчиков в этом возрасте является содержание совместной деятельности, а не индивидуальная симпатия к партнеру.
Методы вторичной статистики показали, что гипотеза о том, что выборочные средние, равные в нашем случае 22,3 (мальчики) и 26,8 (девочки), достоверно отличаются друг от друга, не подтвердилась. Значение t (критерий Стьюдента) оказалось равным 0,25. Для выборки с общим количеством респондентов 40, значение t должно быть не меньше, чем 2,02. Следовательно, ощущение одиночества свойственно в одинаковой степени для мальчиков и для девочек, хотя на первый взгляд казалось, что такие различия существуют.
Таким образом, каждый пятый испытуемый, старший подросток, не зависимо от гендерных различий, испытывает состояние одиночества, причем состояние одиночества не только присутствует в личности, но и доминирует, определяя тем самым зависимые от данного состояния характерологические особенности личности: замкнутость, упрямство, застенчивость, скромность, неудовлетворенность собой. С этими детьми необходима специальная работа школьного психолога при участии классного руководителя и родителей. В случае отсутствия специалиста, что не редкость в школах сельской местности, психологическая компетентность учителя может оказывать серьезное влияние на эффективность его педагогической деятельности [4, с. 143-145].