Понятие «общение» является одним из центральных в категориальном аппарате психологической науки наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношение». Общение настолько важное явление для человеческого общества, что оно совершается не только в составе других видов деятельности – игры, обучения и труда, способствуя их реализации, обслуживая ее, но и образует самостоятельный вид деятельности – деятельность общения. Психологическая специфика разных видов деятельности, по мнению А.А. Леонтьева, может быть охарактеризована в двух разных аспектах. Во-первых, то, что связано с мотивацией и целью в деятельности общения, с ее «стратегическими» аспектами – этапом ориентировки и планирования. Во-вторых – что связано с «тактической» стороной общения, его реализацией – с опосредованием этой реализации различными вербальными и невербальными средствами [4].
Межличностное общение в учебнике для гуманитарных специальностей определяется как процесс взаимодействия двух и более лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса [5].
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом [2]. Среди элементов успешного общения выделяют внешнюю привлекательность, голос и невербальное поведение. Люди формируют мнение о собеседнике в течение первых секунд встречи. Если внешность опрятна и привлекательна, то шанс привлечь внимание собеседника и его готовность слушать значительно повышается. И наоборот, можно оттолкнуть от себя людей, если внешний вид не соответствует ситуации и нарушает представления о нормах внешней культуры человека. Особое внимание следует обратить на голос и эмоциональный тон высказываний, интонацию речи. В большинстве случаев может оказаться более важным не то, что сказано, а как это было сказано. Голосовые и речевые возможности могут составить основу взаимопонимания между собеседниками. Голос может привлечь слушателей, убедить их в чем-то, завоевать их доверие, расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Также необходимо обратить внимание на невербальное поведение собеседника. Основными элементами невербального поведения человека являются разнообразные движения и атрибуты его внешности – мимика, жесты, взгляд, позы, интонация, прическа, макияж, предметы одежды и аксессуары. Согласно данным зарубежных исследований, в процессе обмена людьми информацией среди коммуникативных средств 55 % составляют невербальные сигналы, 38 % – интонации и 7 % составляют вербальные средства (слова) [1].
Успех коммуникативного взаимодействия связан с осуществлением речевого замысла, способностью убеждения слушателя в правоте своих слов, а так же в проявлении, в результате необходимой ожидаемой эмоциональной реакции. Человека, его индивидуальность, во многом характеризует его речь и ее содержание. Высказывая то или иное суждение, говорящий пытается воздействовать на слушающих и подчинить их логике своих мыслей, влиять на них. Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, владеющий основными нормами литературного языка, чувствует себя уверенно в различных ситуациях бытового, делового и профессионального общения.
В целях выявления уровня общения был проведен опрос по методике Ряховского среди студентов Педагогического института (ПИ) и Геолого-разведочного факультета (ГРФ) СВФУ в возрасте от 18 до 22 лет. Всего было опрошено 40 человек из них 20 девушек и 20 юношей.
Количественная обработка результатов показывает, что в целом у студентов нормальный уровень развития общительности. Большинство из студентов любознательны, охотно могут слушать интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без отрицательных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.
Вместе с тем, студенты педагогического института оказались более коммуникабельными, что возможно связано со спецификой их профессиональной направленности. Среди необходимых для учителя и воспитателя педагогических способностей в педагогической психологии выделяются речевые и коммуникативные способности. Студенты геолого-разведочного факультета показали большую подверженность фрустрации в общении, наличие у некоторых из них коммуникативных барьеров и отстраненную позицию в решении конфликтных вопросов.
Исследование общительности студентов
Вопросы |
Иногда (ГРФ\ПИ) 2 балла |
Нет (ГРФ\ПИ) 3 балла |
Да (ГРФ\ПИ) 1 балл |
1. |
6/4 |
10/14 |
4/2 |
2. |
10/2 |
6/10 |
4/8 |
3. |
7/8 |
3/5 |
10/7 |
4. |
4/5 |
10/13 |
6/2 |
5. |
10/9 |
7/3 |
3/8 |
6. |
7/7 |
9/7 |
4/6 |
7. |
12/11 |
4/4 |
4/5 |
8. |
7/8 |
5/6 |
8/6 |
9. |
9/4 |
3/11 |
8/5 |
10. |
5/5 |
7/9 |
8/6 |
11. |
5/7 |
7/3 |
8/10 |
12. |
6/9 |
4/4 |
10/7 |
13. |
9/7 |
5/6 |
6/7 |
14. |
5/7 |
5/2 |
10/11 |
15. |
6/7 |
6/3 |
8/10 |
16. |
5/5 |
9/7 |
6/8 |
Итого: |
113/105 |
100/107 |
107/108 |
Рекомендации. Общение – это ведущее условие успешной жизнедеятельности в социуме, поэтому имеющиеся трудности в общении и коммуникабельности необходимо преодолевать, устраняя их, например, на социально-психологических тренингах общения, проводимых психологом [3].