Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде. Влияние девиантной среды на общество, распространение ее морали, психологическое «заражение» наименее устойчивой части населения, а именно подростков, все это – реальность современной социальной ситуации.
Проблема становления ценностей в подростковом возрасте – предмет междисциплинарного исследования, так как подростковый этап онтогенеза отличается высокой интенсивностью процессов социализации-индивидуализации, обусловленных развитием самосознания, формированием ценностных ориентаций, как фундаментального психологического новообразования, детерминирующего развитие наиболее значимых личностных структур подростков.
В нашей работе ценностные ориентации мы рассматриваем как регулятор поведения личности: ценности являются связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, они с одной стороны – социальны, с другой – индивидуальны, носят двоякий характер. Методологической основой такого понимания ценностных ориентаций является диспозиционный подход В.А. Ядова.
Целью исследования является изучение ценностных ориентаций девиантных подростков.
Предмет исследования: ценностные ориентации девиантных подростков.
Объект: девиантные и нормотипичные подростки.
Гипотеза исследования. Имеются различия во внутригрупповых связях между типами девиаций, ценностными ориентациями и социальными установками у зафиксированных и незафиксированных девиантных, и нормотипических подростков.
Методы исследования:
1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел (мужской и женский вариант);
2. «Ценностный опросник» Ш. Шварца.
Результаты анализа взаимосвязей ценностных ориентаций и типов девиантного поведения подростков показали, что на уровне значимости р=0,05 имеются взаимосвязи между ценностными ориентациями и типами девиантных форм поведения в контрольной, и девиантной группах.
Рис. 1. Результаты корреляционного анализа ценностных ориентаций и склонностей к девиантному поведению контрольной группы подростков
«Агрессия и насилие» и «Доброта» коррелируют на уровне (-0,454*), обратная корреляция. То есть, чем выраженней агрессия и насилие, тем менее выраженней такая ценность как доброта, и наоборот, чем выраженней доброта, на уровне индивидуальных приоритетов, тем менее выраженней агрессия и насилие. Это можно объяснить тем, что нормотипические подростки ориентируются на просоциальные ценности.
Рис. 2. Результаты корреляционного анализа ценностных ориентаций и склонностей к девиантному поведению незафиксированных девиантных подростков
«Аддиктивное поведение» коррелирует с такими ценностями как «Доброта» (–0,415*) и «Самостоятельность» (–0,377*), обратные корреляции. То есть чем выраженней склонность к аддиктивному поведению, тем менее значимы такие ценности как доброта, то есть благополучие близких людей и самостоятельность, и наоборот. Это можно объяснить тем, что аддиктивные подростки становятся социально дезадаптированы и могут проявлять агрессию по отношению к окружающим.
«Саморазрушающее и самоповреждающее поведение» и «Безопасность» коррелируют на уровне (-0,369*), обратная корреляция. То есть, чем выраженнее склонность к саморазрушающему поведению, тем менее значима такая ценность как безопасность на уровне индивидуальных приоритетов, и наоборот. Это может быть связано с тем, что доминирующим видом аутоагрессии является физическая агрессия, причинение вреда самому себе.
«Деликвентное поведение» и «Универсализм» коррелируют на уровне (-0,442*), обратная корреляционная связь. То есть чем выраженней склонность к деликвентному поведению, тем менее значима такая ценность как универсализм на уровне нормативных идеалов, то есть понимание, терпимость, и наоборот. Это можно объясним тем, что подростки с данным типом девиации вступают в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.
Рис. 3. Результаты корреляционного анализа ценностных ориентаций и склонностей к девиантному поведению зафиксированных девиантных подростков
«Аддиктивное поведение» и «Гедонизм» коррелируют на уровне 0,369*, обратная корреляционная связь. То есть, чем выраженней склонность к аддиктивному поведению, тем более значима такая ценность как гедонизм на уровне нормативных идеалов. Это подтверждает тот факт, что аддиктивным подросткам характерна ориентация на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.
«Агрессия и насилие» и «Конформизм» коррелирует на уровне (-0,374*), обратная корреляционная связь. То есть чем выраженней склонность к агрессии и насилию, тем менее значима такая ценность как конформизм на уровне индивидуальных приоритетов, то есть сдерживание действий и побуждений. Это может быть связано с тем, что агрессивные подростки причиняют вред (моральный или физический) окружающим.
«Деликвентное поведение» и «Достижение» коррелируют на уровне 0,423*. То есть чем выраженней склонность к деликвентному поведению, тем более значима ценность достижения на уровне нормативных идеалов. Это можно объяснить тем, что личный успех подростки, состоящие на учете достигают посредством правонарушений, самоутверждение.
Исходя из всего вышесказанного, следует вывод.
Имеются различия во внутригрупповых связях между типами девиаций и ценностями у зафиксированных и незафиксированных девиантных подростков. Можно предположить, что та или иная ценность у подростков, со склонностью к определенному типу девиантного поведения, может влиять на личностные качества, которые в свою очередь влияют на «яркость» или силу проявления, непроявления правонарушений в обществе, так как функцией ценностных ориентаций является регулирование поведения в определенных социальных условиях.